Север и рынок. 2017, N 1.

региональной политики этой страны. Вслед за Гравье многие ученые на протяжении послевоенных десятилетий акцентировали свое внимание на изучении процессов территориальной концентрации производительных сил [3]. Так, американский исследователь Ж. Готтман впервые описал классический атлантический мегаполис, И. Катлер на примере США выявил полицентрическую форму урбанизации, протекающую в виде постепенного срастания многих городов и городских агломераций. Требование научного подхода к вопросам пространственной организации хозяйства обусловили необходимость выявления иерархии городских концентраций [3]. В ходе исследований было выделено четыре порога городских концентраций: 1) единичный город-центр; 2) локальная система городов, или агломерация (агломерация может развиваться в форме слияния двух и более сходных по размерам городов, а может представлять из себя систему «город — пригороды»); 3) урбанизированная зона — более крупное образование, включающее две или более городских агломераций; 4) урбанизированный пояс — гигантское образование типа мегаполиса. Интересным направлением городской экономики является использование теории гравитационного (потенциального) моделирования при анализе хозяйственных проблем. В какой-то форме гравитационная модель встречалась еще в трудах Кэри, Рейвенстейна, Рейли и Янга, однако первые серьезные стимулы к ее развитию дали Стюарт и Изард [1, 4]. Дж. Стюарт и Г. Ципф одновременно разрабатывали гравитационную теорию под разными углами зрения. Города в соответствии с этой теорией являются носителями некоей «экономической массы», за меру которой принимаются численность городского населения, объем промышленного производства и другие показатели [5]. Этот вид моделирования широко применяется для исследования взаимодействия между населенными пунктами (товарообмена, пассажирообмена, обмена информацией и т. д.) и для определения зон их влияния. Например, известно, что между двумя городами, явно подчиненными третьему, наблюдается уменьшение экономических связей по сравнению с тем случаем, если бы они находились вне сферы влияния третьего; крупнейшие города периферийных районов смещаются от их географического центра по направлению к главному городу страны; чем дальше периферийные районы от главного города, тем больше их размер, реже сеть городов, межселенных коммуникаций и т. д. [5]. С помощью теории гравитационного моделирования проводится количественный анализ региональных особенностей урбанизации, в частности ее статистического рельефа. Так, эта теория позволила объяснить тот факт, что криволинейность экономических полей в основном создается городами, в первую очередь крупнейшими. Они являются полюсами тяготения этих полей — чем больше город, тем выше его экономический потенциал. В последние десятилетия интенсивно развиваются и другие направления городской экономики. Так, получены интересные результаты в разработке методов оценки экономической эффективности городов при планировании развития их сети, в изучении экономического аспекта архитектурно-градостроительного проектирования и составления генеральных планов планировки и застройки, в разработке концепции и основных положений формирования системы населенных пунктов и т. п. Тем не менее следует отметить, что многие основные экономические проблемы развития городов, прежде всего анализ их эффективности, изучены недостаточно [5]. Не получили еще широкого распространения детальные проработки вопросов развития промышленности в городах, недостаточно исследовано понятие города как локального хозяйственного комплекса. Еще не стали объектом углубленного изучения вопросы рациональных размеров и структуры промышленных узлов (градообразующей базы городов и агломераций). Тем не менее ясно, что города оказывают огромное влияние на воспроизводственные процессы и являются важнейшим фактором эффективного развития экономики [6]. Но очевидно, что влияние конкретного города, как правило, наиболее ощутимо в хозяйственном отношении проявляется в особенностях функционирования социально-экономической системы пригородных районов, причем чем больше город, тем при прочих равных условиях это влияние более значимо. Различные аспекты влияния экономики города на хозяйственную деятельность пригородных районов в той или иной степени нашли свое отражение в концепции агломерации. Некоторые положения этой концепции стали разрабатываться еще в начале нынешнего столетия и восходят своими корнями к трудам выдающегося экономиста А. Вебера. Он считал агломерационный эффект — а им в первую очередь обладают крупные агломерации городов и поселков — одним из важнейших факторов размещения производительных сил. В своей фундаментальной книге «Теория размещения промышленности», которая была опубликована в 1909 г., А. Вебер показал, что агломерационный фактор играет колоссальную роль для размещения промышленности, более того, без него нельзя понять ее размещения. Согласно его воззрениям, рост промышленного производства, увеличение плотности населения, а также удешевление транспорта ведут 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz