Север и рынок. 2017, N 1.

Как отмечалось ранее, в последние годы наметилась тенденция снижения различий в номинальной средней заработной плате работников и доходов населения в арктических и северных регионах со сравнению со средней по России, а также в их реальном содержании, что привело к оттоку населения и трудовых ресурсов. В то же время арктические регионы с развитой системой расселения, наличием городов и крупных городских поселений должны проводить политику привлечения населения, особенно молодежи, на постоянное место жительства посредством материальных и социальных стимулов. Привлечение молодежи будет способствовать не только обеспечению регионов трудовыми ресурсами (рабочей силой), но и повышению естественного прироста населения. Важное значение для роста численности населения и уменьшения его миграционного оттока имеет сохранение молодежи, родившейся и получившей специальность или рабочую профессию в этих регионах. По нашему мнению, целесообразно на уровне федерального законодательства восстановить вторую часть статьи 11 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1, в которой было предусмотрено, что «молодежи (в возрасте до 30 лет) процентная надбавка выплачивается в полном размере с первого дня в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в этих районах и местностях не менее 5 лет», отмененную федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ. В настоящее время право молодежи на получение процентной надбавки к заработной плате за стаж в полном размере с первого дня работы в северных районах закреплено в законах или нормативных правовых актах арктических и северных субъектов РФ (в редакции подпункта «е» пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 20.10.90 № 458). Кроме того, необходимо предусмотреть право на получение льготного стажа для начисления процентных надбавок молодежи, проходящей срочную военную службу на Северном флоте, а также в других воинских частях на арктических территориях, если они после окончания срочной службы были приняты на работу (заключили трудовой договор) в организациях субъектов РФ или муниципальных образований, включенных в Арктическую зону России. С учетом того, что вахтовый метод выполнения работ на арктических территориях будет широко применяться и в дальнейшем, для сохранения здоровья молодежи и невозможности их привлечения на работу вахтовым методом на арктические территории считаем целесообразным внести изменения в статью 298 Трудового кодекса РФ записав, что «к работам, выполняемым вахтовым методом, не могут привлекаться работники в возрасте моложе 24 лет» [15]. В последние годы постоянно поднимается вопрос об отмене или инкорпорации принятых ранее законодательных актов по размерам централизованно установленных размеров районных коэффициентов в субъектах РФ либо повышенных для отдельных отраслей промышленности или видов экономической деятельности в современном понимании. Однако многие специалисты и научные работники придерживаются иного мнения [16]. Это обусловлено более существенным расслоением населения северных территорий на богатых и бедных по размерам средней заработной платы и фондам заработной платы, а также из-за снятия ограничений на заработок, на который начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки. Для снижения дифференциации в размерах выплат по районным коэффициентам и процентным надбавкам необходимо ограничить заработок, на которой они начисляются (ограничить 10 прожиточными минимумами трудоспособного населения), включив данное ограничение в отраслевые и региональные соглашения или в коллективные договоры. В перспективе, по нашему мнению, для обоснования территориальных различий в стоимости жизни и в средней заработной плате работников за условия проживания в тяжелых природно-климатических и экономических условиях целесообразно раз в 5-10 лет производить расчеты минимальных территориальных различий в стоимости жизни населения на основе потребительских бюджетов: минимального, среднего достатка или специально разработанных. Одновременно в нормативных документах следует оговорить, что выплаты по районным коэффициентам нельзя выплачивать ниже суммы стоимости компенсаций за условия проживания в конкретном регионе, местности, т. е ниже разницы в стоимости бюджетов трудоспособного населения в северных и восточных регионах и субъектах РФ, а также в районах с наиболее благоприятными условиями для жизни населения. Безусловно, в условиях разнообразия форм собственности такой норматив утвердить в нормативных правовых документах будет сложно. Однако можно его предложить для рассмотрения и включения в отраслевые (тарифные) соглашения и коллективные договоры, а в субъектах РФ и муниципальных образованиях — в законы или региональные соглашения. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz