Север и рынок. 2017, N 1.

Проблемы освоения северных и арктических территорий имеют для России стратегическое значение. Однако несовершенство мер государственного регулирования в экономической и социальной сферах привело к критическому состоянию базовой транспортной, промышленной, пограничной, информационной, научной и социальной инфраструктур, что обусловило значительный отток населения из региона. Для формирования масштабных и конкурентоспособных проектов, способных не только привлечь зарубежные и отечественные инвестиции, необходимо наличие квалифицированных специалистов и рабочих, что потребует существенного улучшения условий труда и жизни населения на этих территориях. Основные направления по реализации государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны России изложены в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18.09.2008, а также в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2020 г. (08.12.2013), в которой указано, что она направлена на достижение целей и приоритетов устойчивого развития Арктики, в том числе на основе комплексного социально-экономического развития Арктической зоны [1, 2]. В пункте 10 данной Стратегии «в целях улучшения качества жизни населения, проживающего и работающего в Арктической зоне РФ, повышения их социального и культурного обслуживания, а также обеспечения положительных демографических процессов» предусмотрено, в частности: • модернизация объектов социальной инфраструктуры, включая образовательные учреждения, организации здравоохранения и культуры, а также жилищного строительства, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов; • развитие образования, обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в системе высшего и среднего образования для работы в арктических условиях с учетом прогнозируемых потребностей в специалистах в области морской геологии, добычи и переработки углеводов, морских биотехнологий, информационно-коммуникационных технологий и иных специальностей; • обеспечение сбалансированного рынка труда, уточнение государственных социальных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в Арктической зоне Российской Федерации; • обеспечение занятости населения на основе переобучения трудоспособных безработных граждан, государственная поддержка различных форм самозанятости населения и предпринимательства, особенно в монопрофильных городах и поселках в Арктической зоне и др. Следует отметить, что сухопутные территории Арктической зоны Российской Федерации предусмотрены в указе Президента РФ от 02.05.2014 № 296. В её состав полностью вошли Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, а также частично Республики Коми и Саха (Якутия), Красноярский край, Архангельская область. При наличии разнообразных минерально-сырьевых ресурсов (газа, нефти, золота, никеля и кобальта, апатитового концентрата и др.) территория отличается экстремальными природно-климатическими условиями, слабой заселенностью, удаленностью и низкой транспортной доступностью. При растущем интересе государства к северным и арктическим территориям ставится вопрос об обеспеченности предприятий и организаций трудовыми ресурсами для масштабного стратегического развития указанных территорий. Остановимся подробно на формировании рынка труда и обеспеченности предприятий и организаций квалифицированными рабочими и специалистами. Рынок труда считается одной из сложных проблем экономики. Его нельзя сводить только к проблемам занятости и безработицы при всей их значимости. Полноценное рассмотрение рынка труда требует комплексного рассмотрения социально-экономических и организационно-технических вопросов, в частности, формирования профессионально-квалификационного состава работников, организации трудовой деятельности, управления персоналом, нормирования и оплаты труда, создания благоприятных условий труда. По нашему мнению, наиболее применимо определение рынка труда как системы взаимоотношений между работодателем, нуждающимся в рабочей силе, и работником, предлагающим свою рабочую силу в данный момент времени. По определению МОТ, рынок труда — сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда [3]. При этом предметом торга выступают определенный вид способностей работника, обладающего квалификацией, знаниями и умением, и продолжительность их применения 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz