Север и рынок. 2017, N 1.
Abstract. The article considers the possibility of using techniques of a complex assessment of the regions, recommended to determine the state-support-needed subjects of the Russian Federation, for a given macro-region to ascertain the extent of socio-economic differentiation of its constituent regions. The evaluation has showed not only the existence of problems of social and economic nature in the regions with a weak industrial base, but also highlighted the deterioration of socio-economic differentiation among the regions of this group. The ten-year time period clearly shows changes in the key socio-economic indicators. A number of regions indicated the reasons for the deterioration and derived causal relationships. To chronic problems of endogenous properties, which include an underdeveloped production and social infrastructure, the absence or small number of industries, producing goods with high added value, deficits in the regional and municipal budgets, etc., the factors of exogenous nature, such as gaining momentum the economic crisis, the decline in the federal financial support, the deterioration of the tax climate, health and education reforms and so on, have been added. Moreover, the identified factors affect the economic and social state of the regions. The regional development assessment showed the possibility of the method application. Keywords: complex assessment of development of the regions, inter-regional economic differentiation, the regions of the North. С начала 1990-х гг. различные научные институты, федеральные органы власти и статистики, а с недавних пор и частные аналитические бюро, ведут работу по поиску и разработке оптимального инструментария для анализа уровня социально-экономического развития территорий. Методологическая проблема оценки уровня и степени территориальной дифференциации регионов Российской Федерации до сих пор остается весьма острой. От того, насколько корректно и верно будут выбраны индикаторы и показатели оценки, зависит качество принятия решений органами государственной и региональной власти. Уменьшение различий в социально-экономическом развитии создает благоприятные условия для развития территорий, внутреннего рынка, оптимизации социально-экономических преобразований, в то время как усиление различий затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и усиливает опасность возникновения региональных кризисов. В настоящей статье объектом анализа стала методика комплексной оценки социально-экономического развития, опубликованная в рамках Федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации» [1], которая в свою очередь базируется на Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В данной статье сделана попытка определить возможность применения данной методики оценки для сравнительного анализа социально-экономического развития субъектов отдельно взятого макрорегиона с выявлением различий и динамики диспропорций в развитии. В целях выявления и сокращения различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации и количества субъектов Российской Федерации, социально-экономическое развитие которых ниже среднего уровня по стране, Правительство Российской Федерации в 2001 г. утвердило Федеральную целевую программу «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» (далее — ФЦП) |"2"|. Программа была направлена на сокращение различий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и доли населения, живущего за чертой бедности, и обеспечивала участие государства в реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации. В рамках данной ФЦП была принята методика оценки уровня развития регионов. Методика была ориентирована на определение перечня субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств Фонда регионального развития, и объемов необходимой государственной поддержки для софинансирования проектов и мероприятий ФЦП. Стоит заметить, что федеральные целевые программы развития субъектов Российской Федерации, одобренные Правительством Российской Федерации к реализации, имеют конкретный перечень инвестиционных проектов. Исключение составляет Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)», для реализации которой ежегодно должны определяться как субъекты Российской Федерации, претендующие на государственную поддержку, так и соответствующий перечень инвестиционных проектов. Определение субъектов Российской Федерации, нуждающихся в государственной поддержке, осуществлялось на основе оценки уровня их социально -экономического развития и обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры. 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz