Север и рынок. 2017, N 1.

В дополнение к указанному федеральному закону постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 утверждена государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» с подпрограммой 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства», целью которой является увеличение субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации. Нормы, детализирующие правовое положение и государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, содержатся и во многих других законодательных и нормативных правовых актах. К ним следует отнести Гражданский кодекс РФ, регулирующий деятельность индивидуальных предпринимателей, Налоговый кодекс РФ, устанавливающий режимы льготного налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства, Трудовой кодекс РФ, в который внесена глава 48.1, регулирующая труд лиц, работающих у работодателей на микропредприятиях. Не прекратил действие закон СССР «О кооперации». В 1990-х гг. принято большое количество постановлений Правительства РФ, регулирующих отдельные вопросы деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. В последующие периоды активизировалась организационная и финансовая государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Было принято множество законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, к ним можно отнести Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», который допускает упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-33 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который устанавливает преимущества для субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок, Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ», который предусматривает «налоговые каникулы» для индивидуальных предпринимателей (налоговая ставка составит 0 % на два налоговых периода со дня регистрации). В конце 2015 г. и в 2016 г. в законодательство РФ были внесены ряд изменений, часть из которых можно оценить положительно (например «надзорные каникулы», право на обращение к нотариусу для оказания помощи в регистрации, полномочия региональных органов на уменьшение налоговых ставок для субъектов малого и среднего предпринимательства). Вместе с тем некоторые внесённые изменения ухудшают положение малого и среднего предпринимательства (например введён штраф за предоставление недостоверных сведений при государственной регистрации, увеличен размер страховых взносов, введены новые требования по охране труда для индивидуальных предпринимателей и т. д.). Повышение страховых взносов в 2013 г., как отмечают специалисты организации «Опора России», привело к сокращению числа индивидуальных предпринимателей на 17 % с декабря 2012 г. по декабрь 2014 г., а в отдельных регионах доля закрывшихся малых предприятий за указанный период достигла 20 % [11]. Среди мер поддержки следует отметить закон о налоговых каникулах, в соответствии с которым ставка по налогам для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющим упрощенную систему налогообложения или патент составляет 0 % на два налоговых периода со дня регистрации предпринимателя (ФЗ от 29.12.2014 № 477-ФЗ). При этом основной проблемой применительно к данной мере поддержки является тот факт, что решение о введении налоговых каникул отдаётся на откуп регионам, далеко не все из которых решатся применять эту льготу, так как это влечёт потерю доходов региональных и муниципальных бюджетов. Ещё один недостаток налоговых каникул состоит в том, что воспользоваться ими смогут только индивидуальные предприниматели, работающие в научной, производственной или социальной сфере. Кроме того, правительством предусмотрено обеспечить в период с 2015 по 2018 гг. неизменность условий налогообложения и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Поскольку это касается организаций федерального подчинения, для которых данные условия установлены федеральным законодательством, то субъекты РФ по своей инициативе и в рамках своих полномочий практически беспрепятственно смогут увеличивать налоговую нагрузку [10]. Значительную роль в нормативном правовом регулировании деятельности субъектов малого предпринимательства играют нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, которые расширяют, дополняют и конкретизируют нормы федеральных законов с учётом национальных, социально-экономических и других особенностей субъектов РФ. Например, в Республике Якутия (Саха), в Тюменской и Кемеровской областях и ряде других субъектов РФ приняты специальные законы о развитии малого и среднего предпринимательства, 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz