Север и рынок. 2017, N 1.
Она представляется в основной форме и без учёта фактора производительности (технологического коэффициента) (5). В предлагаемой методике используются такие переменные, как фонд оплаты труда и стоимость основных фондов (по данным статистики). При эмпирической оценке уравнения предлагается не ставить условие постоянной отдачи от масштаба: ВМП,. = Ф О Т “ *ОФ ;р, (5) где ВМПг- — валовый муниципальный продукт муниципалитета; ФОТг- — фонд оплаты труда; ОФг-— стоимость основных фондов. В схожей методике оценки ВМП, обзор которой представлен в [1, с. 32-34], переменными выступают показатели среднегодовой численности занятых в экономике и инвестиции в основной капитал, а также фактор производительности. После оценки значения производственной функции применяется корректирующий коэффициент 5, учитывающий статус муниципалитета и его отраслевую специализацию. В свою очередь, в предлагаемой методике факторы присутствуют в стоимостном выражении. В частности, переменная ФОТ в данном случае обозначает вклад трудовых ресурсов в производство (человеческого капитала), представленного, как и материальный капитал, в стоимостной форме. После операции логарифмирования для получения линейной регрессии (5) превращается в: LN (ВМП) = а * LN (ФОТ) +Р* LN (ОФ),. На этапе тестирования по данным городов и районов Республики Коми оценка неизвестных коэффициентов осуществлялась путём регрессионного анализа простым методом наименьших квадратов. Эмпирические значения переменных функции были рассчитаны с использованием известных статистических макроданных для муниципалитетов (табл. 1). Данные о валовом муниципальном продукте в Республике Коми были известны только за 2006 г. [1, с. 180-182]. Это обусловило необходимость нахождения величин объясняющих переменных за аналогичный период времени. Таблица 1 Показатели уравнения регрессии, их обозначение, источники первичных данных и методика расчёта величин показателей по состоянию на 2006 г. Показатель Обозначение Источники данных и методика расчёта Валовый муниципальный продукт муниципалитета ВМП [1, с. 180-182] Фонд оплаты труда ФОТ ФОТ рассчитан на основе данных о средней номинальной зарплате и численности работников организаций: Статистический ежегодник Республики Коми 2014 (раздел 5, с. 6; раздел 6, с. 3), 2015 (раздел 5, с. 6; раздел 6, с. 3). Для 2006 г. применяются данные 2007 г. из-за отсутствия первых в статистическом сборнике Стоимость основных фондов ОФ Данные о полной учетной стоимости основных фондов на начало года в целом по республике — Статистический ежегодник Республики Коми 2013 (раздел 11, с. 4) и 2014 (раздел 11, с. 4) — используются в соответствии с известной территориальной структурой ВМП за 2006 г. [1, с. 182] Примечание. Все показатели были взяты за 2006 г. в ценах 2014 г. (приводились в сопоставимый вид через индексацию на дефлятор ВРП РК и годовой индекс потребительских цен (последнее — для ФОТ и ОФ)). Библиографическая информация о статистических сборниках: Статистический ежегодник Республики Коми, 2013: стат. сборник / Комистат. Сыктывкар: Комистат, 2013. 440 с.; Статистический ежегодник Республики Коми, 2014: стат. сборник / Комистат. Сыктывкар: Комистат, 2014. 412 с.; Статистический ежегодник Республики Коми, 2015: стат. сборник / Комистат. Сыктывкар: Комистат, 2015. 399 с. Предлагаемый метод оценки уровня экономической активности районов и городов не претендует на абсолютную точность, но может стать методом оценки доходов территорий в контексте исследований межбюджетных отношений (при отсутствии соответствующих прямых данных в статистике). Это смещает акцент данного исследования с каких-либо практических выводов по итогам работы в сторону предложения подхода к получению недостающих данных при анализе взаимоотношений на низовом уровне бюджетной системы. Результаты расчётов на данных по городам и районам Республики Комии выводы о применимости предлагаемой методики. С учётом климатических особенностей северной экономики, в которой преобладают фондоёмкие добывающие производства, на этапе тестирования 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz