Север и рынок. 2017, N 1.
перераспределение доходов нижестоящих бюджетов в форме взимания налогов или выделения межбюджетных трансфертов (с или без прямого участия вышестоящего бюджета). При выделении важнейшего вида трансфертов в бюджетной системе РФ — дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности — рассчитывается показатель налогового (фискального) потенциала. В настоящее время на федеральном уровне и в Республике Коми он оценивается на основе фактических величин налоговых баз1. Ранее налоговый потенциал определялся с использованием первичного показателя валового продукта — валовой добавленной стоимости той или иной отрасли. Налоговый потенциал территории рассчитывался как сумма потенциалов важнейших отраслей, полученных исходя из предполагаемого объема валовой добавленной стоимости данной отрасли и ретроспективной величины её фактических налоговых обязательств [11]. В [12, с. 183-184] обсуждаются недостатки валового продукта как меры оценки налогового потенциала. Влияние особенностей механизма распределения трансфертов (используется ли в нём показатель валового продукта) на исполнение им помимо выравнивающей также и стабилизационной функции (рост величины гранта при замедлении местной экономики) показано в [10]. Считается, что валовой продукт, по сравнению с иными макроэкономическими показателями, более ёмкий индикатор фискального потенциала (например, по сравнению со среднедушевым доходом), поскольку первый включает в себя все генерируемые на территории доходы вне зависимости от места регистрации работников и предприятий [12, с. 183]. Расчёт налогового потенциала с использованием объективных показателей — совокупной налоговой базы или индикаторов экономической активности (валовой региональный продукт или совокупные расходы на потребление) — важен с точки зрения профилактики негативных стимулов к снижению фискальных усилий [12, с. 103, 177-179; 13]. Но и здесь при подходе к оценке налогового потенциала на основе макроданных статистики существуют свои недостатки: риск возникновения негативных стимулов у бюджетов - получателей трансфертов состоит в том, что их объём обратно пропорционален величине налоговой базы, и рост налоговой ставки, искажающий рыночные механизмы и приносящий безвозвратные потери в благосостоянии, снижает налоговую базу, что влечёт рост трансфертов, частично возмещающих непредвиденные или намеренные потери бюджета-получателя [3; 14, p. 189-191; 15]. Доход территории в форме валового продукта является характеристикой её налоговой базы в целом, особенно для анализа с позиции вышестоящего бюджета [3]. Также валовой региональный продукт на душу населения рассматривается как индикатор уровня прочих налогов территории (помимо налога на доходы физлиц и налога на прибыль) [16]. Основные положения понятия «валовой продукт» («валовой доход») территории. Валовой продукт — это суммарная рыночная стоимость товаров и услуг, произведенных с использованием экономических ресурсов территории за данный период времени за вычетом промежуточного потребления [12, с. 182-183]. На уровне регионов валовой продукт рассчитывается производственным методом как разница между валовым выпуском и промежуточным потреблением всех резидентных институциональных единиц [10, с. 92; 18, с. 19]. Основные особенности расчёта валового продукта субнациональных и местных территориальных образований [10, с. 92; 2, с. 19-21] состоят в следующем: • большое количество институциональных единиц в рамках одной национальной экономики имеют центр экономических интересов одновременно в нескольких регионах, отличающихся с административной точки зрения; • существуют территориально нераспределённые и часто измеряемые только косвенным путём стоимости услуг финансовых посредников и нерыночных коллективных услуг (чистых общественных благ национального или субнационального уровня). 1Для федерального уровня методика закреплена в: О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 22.11.2004 № 670 (ред. от 30.11.2015) / СПС «КонсультантПлюс». URL : http://www.consultant.ru. Обзор федеральной методики представлен в работе [17, с. 92-97]. Региональная методика, применяемая в Республике Коми: О Фонде финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми [Электронный ресурс]: закон Республики Коми от 28 июня 2005 г. № 69-РЗ (ред. от 10.11.2014) / СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru. 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz