Север и рынок. 2017, N 1.

Более высокая цена на продукцию ТЭК на Севере России определяется трудными условиями производства (добычи) здесь топлива и энергии и дороговизной доставки их из других районов России. Стоимость конечного потребления завозимого на Север Дальнего Востока топлива увеличивается в 2-4 раза. В то же время цена добытого угля на Сахалине равнозначна стоимости завезенного угля в этот район Севера из Австралии. Тарифы на электроэнергию на Севере Дальнего Востока в несколько раз выше среднероссийских (на Камчатке — почти в 8 раз). В социальной сфере к этому добавляется еще и фактор удлиненного отопительного сезона. Продолжительность отопительного сезона в Арктической зоне почти в 2 раза выше, чем в средней полосе России (в европейской части России на широте Саратова, Воронежа, Курска). Анализ расхода топлива на коммунально-бытовые нужды показал, что северные субъекты Федерации на эти цели расходуют угля, дизельного топлива, мазута, природного газа и др. в пересчете на условные единицы значительно больше, чем в среднем по России. По районам Арктики потребность в топливе на коммунально-бытовые нужды превышает среднероссийский уровень в 2 раза (западные территории Арктики), Чукотский АО — в 5 раз. Затраты на топливо и энергию в себестоимости производства продукции (услуг) на Севере изменяются в широком диапазоне: от нескольких до 15-17 % (производство цветных металлов) и свыше 50 % (коммунально-бытовое обслуживание). В среднем по Северу затраты на топливо и энергию можно принять равными около 10 %, в том числе за счет северного удорожания — 5 %[4]. Многие предприятия Севера значительные средства расходуют на содержание объектов социальной инфраструктуры населенных пунктов. Так, например, в общем объеме финансирования текущего содержания социальной инфраструктуры г. Норильска доля Норильского комбината еще недавно составила около половины, что соответствовало 10 % всех расходов АО «Норильский комбинат». Далеко не всем предприятиям Севера доля прибыли, расходуемая на содержание социальной инфраструктуры, льготируется государством в полном объеме. В подавляющем большинстве других, не северных, субъектов Федерации содержание объектов социальной инфраструктуры осуществляется за счет средств региональных и местных бюджетов. С учетом вышесказанного можно экспертно определить удорожание по остальным статьям затрат в целом на Севере России на уровне 30-50 % по сравнению со средними затратами по стране. Вектор увеличения затрат будет опять же ориентирован в северном и восточном направлении. Подытоживая исследование по вопросам удорожания производства на Севере России, можно сделать вывод, что коэффициенты северного удорожания производства продукции (услуг) будут по регионам изменяться в диапазоне 1.3-3.0, увеличивая свое значение в северном и северо-восточном направлении. Доля северного удорожания в затратах производства изменяется от 30-35 % на европейском Севере до 60 % на Крайнем Северо-Востоке России. Однако было бы неправильно пытаться «отнести» действие негативных факторов, вызывающих удорожание производства и жизнедеятельности в северных регионах, только к сфере поддержки государства путем различных компенсаций. Огромное значение имеет деятельность самих хозяйствующих субъектов по применению новейшей техники и технологий [14, 15], снижению на этой основе издержек и повышению конкурентоспособности продукции. Авторы считают, что только взаимовыгодное сотрудничество государства, корпораций и других экономических агентов может решить стратегическую проблему северного удорожания. Литература 1. Северное измерение России: адаптация к рынку / авт. коллектив. Апатиты; М.: КНЦ РАН, 1999. 26 с. 2. Прохоров Б. Б. Медико-географическая информация при освоении новых районов Севера. Новосибирск: Наука, 1979. 126 с. 3. Лузин Г. П., Ракита С. А., Арикайнен А. И. Север СССР как объект управления и планирования (природно-климатические условия). Апатиты: КНЦ РАН СССР, 1989. 28 с. 4. Совершенствование системы государственного экономического регулирования в регионах Севера России. Апатиты: КНЦ РАН, 2002. С. 224. 5. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Мурманской области: офиц. сайт. URL : http://minec.gov-murman.ru/activites/strat-plan (дата обращения: 17.11.2016). 6. Методология районирования территорий для управления формированием трудовых ресурсов в северных регионах / авт. коллектив. Апатиты: КНЦ РАН, 1996. 98 с. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz