Север и рынок. 2017, N 1.

в Ямало-Ненецкий АО и на Таймыр выше, чем и среднем по России соответственно в 2 и 6 раз. Поэтому в структуре затрат на добычу углеводородов на Севере Западной Сибири и производство цветных металлов в Норильском промышленном районе северное удорожание перевозок грузов будет изменяться в интервале 3-5 %. Анализ транспортной составляющей северного удорожания производства продукции в высокоширотных районах России свидетельствует о ее изменении в широком диапазоне. В отраслевом разрезе северное удорожание производства (добычи) продукции за счет транспортного фактора изменяется от 3 (добыча природного газа, производство цветных металлов) до 30 % (производство электроэнергии, пиломатериалов). В территориальном разрезе северное удорожание в транспортных затратах изменяется от 50 (Крайний Север Западной Сибири, добыча газа и нефти) до 90 и более % (Крайний Север Дальнего Востока — Республика Саха (Якутия), Чукотский АО, Камчатская область, производство электроэнергии). Коэффициенты удорожания перевозок грузов на Севере Российской Федерации по сравнению со среднероссийскими транспортными издержками составляют на Севере Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири и европейской части России соответственно 10-15, 5-10 и 2-5 раз. Транспортная составляющая себестоимости производства в зависимости от отраслевой структуры производства и условий доставки грузов изменяется от 5-10 (добывающие отрасли промышленности) до 15-20 % и выше (лесная отрасль, производство электроэнергии, строительных материалов, СМР) [4]. В территориальном разрезе меньше транспортная составляющая в себестоимости производства на Европейском Севере и Севере Западной Сибири (10 %). Больше удельный вес на севере Восточной Сибири и Дальнего Востока (10 %). В среднем по Северу ее можно принять равной 10 %. Доля северного удорожания транспортной работы в производственных затратах в среднем по Северу составляет 8 %, на Крайнем Севере Дальнего Востока она составляет 13 из 15 % — средней доли транспортных расходов в затратах на производство продукции в этом регионе [8]. Фактор удорожания строительно-монтажных работ (повышенных амортизационных отчислений). Удорожание строительно-монтажных работ (увеличения амортизационных отчислений) на Севере России может быть определено на основе отраслевых коэффициентов изменения сметной стоимости СМР по районам Российской Федерации, установленных для районов (зон) промышленно-гражданского и сельского строительства укрупненных показателей затрат и нормативов по комплексной застройке жилых микрорайонов, их инженерному оборудованию, благоустройству и озеленению, нормативов удельных капитальных вложений на новое строительство, расширение и реконструкцию объектов по отраслям промышленности и другим нормативам. Разное проявление удорожающих факторов СМР по территории и отраслям экономики Севера вызывает большой разброс коэффициентов удорожания СМР как в отраслевом разрезе, так и по районам Севера. Усредненные коэффициенты удорожания стоимости СМР по зонам Севера, по сравнению с базовой стоимостью в Центральном районе, изменяются в диапазоне 1.7-4.0 раза, в которых надбавки, характерные только для Севера, составляют около половины (надбавки, связанные с утеплением жилья, со сложностью работы в условиях многолетней мерзлоты, по заработной плате и др.). Соответственно удорожанию СМР на Севере России увеличиваются издержки на производство продукции, определяемые амортизацией основных производственных фондов в этом регионе. Доля амортизационных отчислений на Севере России принимается равной 15 % как среднее амортизационных отчислений в нефтяной, газовой, лесной и рыбной отраслях промышленности и на АО «Норильский комбинат». Если среднее по Северу удорожание производства в части увеличения амортизационных отчислений определить в 2.7 раза, то в структуре производственных затрат доля амортизационных отчислений, соответствующих удорожанию СМР за счет характерных только для Севера факторов, будет исчисляться в 9.5 %. Прочие виды затрат. Оставшиеся 35-45 % себестоимости производства продукции (услуг) на Севере России — это затраты на сырье, топливо, электрическую энергию, на хранение сырья, топлива и продукции предприятий на складах, содержание социальной инфраструктуры и т. д. Ряд видов и объемов этих затрат на Севере практически не отличается от среднероссийских показателей, по другим они так же, как и рассмотренные выше, превышают средний уровень по России. В частности, практически все виды производства на Севере отличаются повышенными затратами топливно-энергетических ресурсов в силу как более высокой цены на них, так и повышенных норм расхода ресурсов. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz