Север и рынок. 2017, N 1.
В структуре затрат заработная плата вместе со страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социальною страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения составляет в среднем по Северу 30 %, в том числе доля северного удорожания заработной платы и страховых взносов — 15 %. Последняя определяется умножением доли северной надбавки в зарплате северян и страховых взносов на долю зарплаты и страховых взносов в себестоимости производства на Севере России, т. е. (1.0:2.0) 30 % [3]. Для районов Крайнего Севера (Арктики) и местностей, приравненных к ним, доля северного удорожания производства в связи с более высокими заработной платой и страховыми взносами составит соответственно 19.3 и 11.4 %. Доля расходов, соответствующих северным удорожаниям в оплате труда в общих затратах на оплату труда на арктических островах и Крайнем Северо-Востоке страны доходит почти до 70 %. Удельный вес заработной платы и страховых взносов в структуре производственных затрат в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях снижается в направлении с запада на восток. Фактор повышенных транспортных расходов. Северное удорожание транспортных расходов (по сравнению со средней величиной по стране) в основном зависит от дальности завоза грузов. Удорожание себестоимости производства продукции на Севере России за счет повышенных транспортных расходов определялось последовательно. Сначала рассчитывалась доля северного удорожания транспортной работы в транспортных затратах, затем — удельный вес этого удорожания в себестоимости производства продукции. Удельный вес северного удорожания в транспортных затратах устанавливался на основе сопоставления затрат на перевозку 1 т груза в среднем по стране с аналогичными удельными затратами на перевозку грузов на территорию северного региона (Севера европейской части страны, Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока). Расчеты транспортной составляющей северного удорожания производства продукции производились на примере строительно-монтажных работ (СМР), производства цветных материалов, пиломатериалов, электроэнергии, добычи газа и нефти в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В себестоимости CMP Севера Восточной Сибири (Таймырский м. о.) и Дальнего Востока (Республика Саха (Якутия), Чукотский АО) доля транспортных расходов изменяется в диапазоне 11-18 %. Средние затраты на перевозку 1 т строительных грузов в 6 раз (Таймырский м. о.) и 16 раз (Чукотский ДО) больше соответствующих средних показателей по стране. Северное удорожание транспортных издержек в себестоимости СМР Севера Восточной Сибири и Дальнего Востока составило соответственно 9.1 и 16.5 %. Это говорит, что транспортные расходы в себестоимости СМР Северо-Востока России формируются на 90 % за счет северного удорожания перевозок [12, 13]. В себестоимости производства пиломатериалов на Севере Восточной Сибири (Игарский ЛПК) транспортные расходы составляют 40 %. Средние затраты на перевозку грузов на Игарском ЛПК в 6 раз больше среднего показателя перевозки грузов по стране. Поэтому в структуре себестоимости производства пиломатериалов на Крайнем Севере Восточной Сибири дополнительное (северное) удорожание транспортировки грузов составит 34 % (из 40 % транспортных издержек в себестоимости производства). Оставшиеся 6 % в структуре затрат на производство пиломатериалов на Игарском ЛПК соответствуют средним по стране затратам на перевозку сырья, топлива и т. п. на предприятия по производству пиломатериалов в России. Если при расчетах северного удорожания перевозки грузов на предприятия по производству пиломатериалов брать не среднее расстояние перевозки грузов по России, а рассматривать только грузы, поступающие в России на предприятия по производству пиломатериалов, что правильнее, то северное удорожание по перевозке грузов на Игарский ЛПК будет определяться 27 % [4]. В себестоимости производства электроэнергии, вырабатываемой на ТЭЦ ОАО «Камчатскэнерго», транспортные расходы составляют свыше 35 %, что наряду с высокой ценой на топливо предопределило один из самых высоких в мире тарифов на электроэнергию. Если принять, что среднее расстояние перевозок грузов на предприятия энергетики, расположенные за пределами Севера, в 15 раз меньше расстояния перевозок грузов на предприятия по производству электроэнергии Камчатской области, то северное удорожание только за счет транспортного фактора при выработке электроэнергии на Севере Дальнего Востока будет определяться 30 %. В себестоимости добычи газа (АО «Надымгазпром», АО «Ямбурггаздобыча»), нефти (АО «Ноябрьскнефтегаз») и производства цветных металлов (АО «Норильский комбинат») транспортные расходы составляют 5-10 %. Удельные затраты на перевозку грузов 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz