Север и рынок. 2017, N 1.

Следует акцентировать внимание на одном важном моменте. По нашему мнению, ориентация плана счетов на требования МСФО является необходимым, но не достаточным условием его принципиальной трансформации в современных условиях. МСФО представляют собой важный инструмент обеспечения прозрачности мировой финансовой архитектуры, подобия национальных систем и конвергенции учетных практик, но сферой их влияния является только финансовый учет, т. е. лишь часть (одна из подсистем) бухгалтерского учета, пусть и наиболее значимая. Поэтому, сохраняя приоритетным направлением трансформации плана счетов приближение финансового учета к требованиям международных стандартов, при его переформатировании целесообразно обеспечить ряд дополнительных возможностей с учетом актуальных тенденций развития учета как науки и практической деятельности. В частности, к ним можно отнести обеспечение: • возможности полноценного решения задач управленческого учета и взаимосвязи подсистем финансового и управленческого учета; • возможности решения задач налогового учета как в условиях параллельного ведения налогового и бухгалтерского учета, так и при их интеграции; • развития подсистем (видов) учета, предпосылками выделения которых являются актуальность, востребованность и относительная самостоятельность (стратегического, социального, экологического и других); • возможности независимого расчета результата хозяйствования (как правило, финансового результата) в различных модулях плана счетов для реализации его конструктивной гибкости и возможности выбора субъектом хозяйствования сообразных его деятельности модулей; • возможности определения специальных результатов (например фиктивной и реальной прибыли в органической балансовой теории, инфляционной прибыли, экономической добавленной стоимости и т. д.); • открытости плана для дополнения и отражения новых объектов и групп объектов (например представляющие реальную базу создания стоимости забалансовые активы, человеческий, репутационный капитал и т. д.); • сочетания иерархической и фасетной либо другой приемлемой формы организации для развития функций аналитики, агрегирования и дезагрегирования информации (детализации, группировки и перегруппировки информации по целесообразным для принятия решений признакам); • сверки, переброски и дополнительного контроля учетных данных при наличии ряда модулей и подсистем учета. Литература 1. Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 [Электронный ресурс] // Гарант: информацион.-прав. портал. URL: http://base.garant.ru/12110929/ ( дата обращения: 20.02.2017). 2. Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.: приказ Минфина России от 23 мая 2016 г. № 70н [Электронный ресурс] // Гарант: интернет-версия. URL : http://ivo.garant.ru/#/document/71410266/paragraph/1:1 (дата обращения: 20.02.2017). 3. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (с изменениями и дополнениями): приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н [Электронный ресурс] // Гарант: информацион.-прав. портал.URL: http://base.garant.ru/12121087/#ixzz3c8781RFk ( дата обращения: 20.02.2017). 4. Кутер М. И. Введение в бухгалтерский учет: учебник. Краснодар: Просвещение-ЮГ, 2013. 512 с. 5. Ткач В. И., Ткач М. В. Международная система учета и отчетности. М.: Финансы и статистика, 1992. 159 с. 6. Кузнецова Е. В. Система планов счетов и бухгалтерское управление экономическими процессами: теория, методология и практика: дис. ... докт. экон. наук. Р/нД., 2010. 449 с. 7. Гришина Л. В. Виды планов счетов и методика их формирования для целей МСФО [Электронный ресурс] // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2011. № 8. URL : http://www.finotchet.ru/publication.html ( дата обращения: 20.02.2017). 212

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz