Север и рынок. 2017, N 1.
автомобильных заправочных станций (АЗС), постоянных и сезонных пунктов реализации моторного топлива. Наиболее сильные корпоративные позиции в данном сегменте имеют компании ПАО «НК “Роснефть”», «Газпром нефть» и «Лукойл», которые оперируют деятельностью более 75 % расположенных здесь крупных сетей АЗС. Общее число заправочных станций, функционирующих в составе дочерних структур и сбытовых филиалов вертикально-интегрированных компаний, насчитывает более 160 единиц. Независимые торговые организации и индивидуальные предприниматели представлены более чем 250 пунктами продаж и распределения нефтепродуктов. Территориальное расположение сетей АЗС, также как и расположение объектов нефтехимического производства, баз хранения нефтепродуктов и их перевалки, характеризуется крайней неравномерностью. Наибольшее количество заправочных пунктов расположено в Мурманской и Архангельской областях (включая Ненецкий АО), где функционируют 302 многотопливные станции. В ЯНАО заправочную деятельность осуществляют 107 пунктов. Наименее развита сетевая топливозаправочная инфраструктура в Чукотском АО. Всего же на территориях, отнесенных к АЗ РФ, деятельность по заправке моторным топливом автомобильного транспорта по разным оценкам ведут от 350 до 420 станций, что составляет менее 1.5 % от общего количества АЗС в России. Среднегодовая величина реализации нефтепродуктов, приходящаяся на одну АЗС в АЗ РФ, уже достигла уровня 22-25 т в сутки, что в целом соответствует среднесуточным показателям реализации в областных центрах и на федеральных трассах центральных регионов России. В дальнейшем в системе территориального нефтепродуктообеспечения арктических регионов целесообразно ожидать ускоренного расширения в первую очередь корпоративных сетей АЗС, развитие которых будет наименее емким инвестиционным решением проблемы роста спроса на поставки моторного топлива. Полномасштабное исполнение проектов хозяйственного освоения арктических территорий России потребует создания в этих районах мощных опорных зон логистической и индустриальной поддержки, адекватного развития соответствующих видов территориальной инфраструктуры этих районов, в первую очередь транспортной и транспортно-энергетической. В связи с этим правительством Российской Федерации выделена необходимость первоочередного разрешения этих вопросов. В наилучшем положении и в наибольшей степени готовности к созданию подобного рода опорных территориальных зон находятся три арктических субъекта РФ — Мурманская и Архангельская области, Ямало-Ненецкий АО. В этих регионах будет реализована основная часть комплексных проектов развития АЗ РФ, в том числе топливно-энергетического и транспортного направлений. Пока что сложно сказать, насколько исполнимы эти планы в современных экономических условиях, как они повлияют и какой импульс придадут процессам формирования региональных энергетических подсистем. В ближайшей и средней перспективе можно ожидать сохранения тенденции наращивания объемов перевозок нефтепродуктов в арктическом направлении, разработку проектов увеличения пропускной способности межрегиональных транспортных сетей, реконструкцию отдельных участков автомобильных и железных дорог, имеющих важное стратегическое и экономическое значение для арктических регионов, появление новых локальных предприятий нефтехимии (нефтепереработки). Что из этого действительно будет исполнено, покажет время. Литература 1. Биев А. А., Шпак А. В. Проблема мазутозависимости северного региона: её особенности и возможные пути разрешения на примере Мурманской области // Проблемы развития территории. 2016. № 1 (81). С. 65-78. 2. Bashmakov I. Driving industrial energy efficiency in Russia [Electronic resource] // Center of Energy Efficiency (CENEf): site. URL: http://www.cenef.ru/file/Idustry-eng.pdf (accessed: 18.11.2016). 3. Oil and gas security: emergency response of IEA countries [Electronic resource] // The International Energy Agency — 2012: site. URL: http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/ CountryChapterFinland.pdf (accessed: 20.11.2016). 4. Millhon J. P. Russia’s neglected energy reserves [Electronic resource]. Washington, 2010. P. 27-30 // Carnegie Endowment for International Peace: site. URL: http://carnegieendowment.org/files/ russia_energy_reserve.pdf (accessed: 10.11.2016). 5. Nash M. Russian crisis is a «window of opportunity» for tyre suppliers [Electronic resource] // Automotive World: site. URL: http://www.automotiveworld.com/analysis/russian-crisis-window- opportunity-tyre-suppliers (accessed: 01.11.2016). 198
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz