Север и рынок. 2017, N 1.
Таблица 2 Тарифы железнодорожной перевозки нефтепродуктов от производителей до крупнейших перевалочных баз в Арктической зоне РФ, руб. за т Предприятие (НПЗ) Станция отправления Станция назначения (перевалки) Мурманск Печора Архангельск Обская Абалаково КИНЕФ Кириши 2567 3204 2306 3923 6284 Ухтинский Ветласян 3575 946 2438 1817 5888 Пермский Осенцы 4023 2934 2988 3575 4254 Омский Комбинатская 5624 4435 4490 5095 2696 Антипинский Туринский 4831 3785 3810 4346 3433 Красноленинский Нягань 5106 4023 4120 4700 4567 Приведены тарифы транспортировки моторного бензина по состоянию на 2016 г. **По данным справочного расчета провозной платы ОАО «РЖД» (http://rpp.rzd.ru/Rzd/). В таблице 3 изложены результаты итоговых расчетов автора для определения доли составляющей железнодорожного тарифа в структуре мелкооптовых и розничных цен реализации моторного топлива (автомобильных бензинов) на локальных рынках поставок нефтепродуктов. Высокая значимость роли инфраструктуры железнодорожного и других видов транспорта в обеспечении перевозочных процессов в Арктике одновременно обуславливает необходимость сокращения доли транспортной составляющей в конечных ценах реализации доставляемой сюда продукции производственного назначения, социально значимых товаров. Доля составляющей железнодорожного тарифа в структуре мелкооптовых и розничных цен реализации моторного топлива на локальных рынках арктических регионов колеблется от 2 до 10.8 %. Совокупное влияние всех ценообразующих факторов, включая транспортный, приводит к превышению цен нефтепродуктов, реализуемых на территории арктических субъектов, над общероссийскими показателями в среднем на 18 %. В пределах труднодоступных районов, не имеющих устойчиво действующих транспортных связей с центрами регионального снабжения, превышение может быть более чем двукратным. Таблица 3 Доля тарифа железнодорожной перевозки в структуре мелкооптовых и розничных цен на локальном рынке нефтепродуктов Субъект Федерации, территория которого полностью иличастично включенав состав АЗ РФ Доляжелезнодорожного тарифа в структуре мелкооптовых ирозничных цен на локальномрынке нефтепродуктов, % Мурманская обл. 7.3-9.1 НенецкийАО 2.0-7.3 Ямало-НенецкийАО 6.3-7.1 Муниципальное образование «г. Воркута» (Республика Коми) 3.2-4.2 Городской округ «г. Норильск» (Красноярский край) 5.3-6.7 Северные районыРеспублики Саха (Якутия) 4.1-7.4** ЧукотскийАО 6.3-10.8 * Учтен тариф магистральной железнодорожной перевозки без учета стоимости перевалки и начально -конечных логистических операций; диапазон изменения показателя обусловлен различными вариантами объемов закупок топлива и стоимости его доставки от поставщиков. По данным компании АО «Саханефтегазсбыт» (http://www.sngs.ykt.ru/node/386) . Критически важными для обеспечения перевозочных процессов в арктическом направлении является деятельность ряда перевалочных, распределительных и накопительных нефтебаз, обеспечивающих логистическое обслуживание нефтеналивных грузов. Общее количество таких объектов гражданского назначения, расположенных на арктических и приарктических территориях, составляет более 70 единиц. Большинство из них находятся в Мурманской области и ЯНАО. На сбытовом уровне, стадиях распределения и доведения топлива до конечных потребителей территориальные системы нефтепродуктообеспечения в Российской Арктике представлены сетями 197
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz