Север и рынок. 2017, N 1.
оценивались уже в размере более 400 млрд руб. [20]. Суммы бюджетных финансовых средств, приходящиеся непосредственно на арктические субъекты, существенно скромнее. Общая оценка целевых затрат на закупку и обеспечение перевозок всех видов нефтепродуктов в среднем за год (с использованием данных за три последних года) достигает 6 млрд руб. Большая часть этой суммы (более 4.5 млрд руб. в 2015 г.) пришлась на поставки в удаленные населенные пункты Ямало-Ненецкого АО. Внебюджетные затраты отдельных групп промышленных потребителей с привязкой их расположения к АЗ РФ и ведению ими в ее пределах активной хозяйственно-экономической деятельности отследить достаточно трудно. Известны лишь некоторые разрозненные данные о наиболее крупных компаниях, представленные в открытых источниках. Уже при первом приближении оценки совокупных издержек нефтепродуктообеспечения внебюджетных потребителей в разы превышают соответствующие выплаты из всех источников бюджетного финансирования. Так, например, на закупку топливно-энергетических ресурсов предприятиями, входящими в группу компаний «Норильский Никель» и территориально расположенными в Норильском промышленном районе, в 2014 г. было направлено 37.3 млрд руб. (из них почти 10 млрд руб. — на приобретение и завоз нефтепродуктов)1. Примерно сравнимы показатели закупок топлива хозяйствующими субъектами в Республике Саха (Якутия) в 2015 г. — более 31 млрд руб. [21]. Сумма затрат на снабжение нефтепродуктами теплоэнергетических предприятий ООО «Воркутинские ТЭЦ» (Филиал «Коми» группы компаний «Т-Плюс»), обеспечивающего тепловой энергией потребителей городского округа «Воркута», в 2011 г. составила 588.4 млн руб.2, что сравнимо с годовым финансированием всего «северного завоза» из бюджетов Мурманской, Архангельской областей и Ненецкого АО вместе взятых. Применяемые транспортные схемы для доставки нефтепродуктов в Российскую Арктику достаточно разнообразны. Они предусматривают опосредованные каналы, использование многоступенчатой логистики и режимов смешанного транспортного сообщения, различных видов транспортных средств, этапов промежуточного хранения и перевалки. Применяются почти все виды транспортировки, в экстренных ситуациях для доставки топлива в отдаленные районы используется воздушный транспорт. На разных этапах поставок, осуществляемых на регулярной основе, транспортировка происходит по железной дороге, водным транспортом, по сезонным временным автомобильным дорогам (зимникам). Несмотря на ограничения существующих транспортных связей административных центров большинства арктических регионов с федеральной транспортной сетью, используемые схемы поставок нефтепродуктов предусматривают базовую роль железнодорожного транспорта. Наряду с водной доставкой, режим применения железнодорожного транспорта в системе нефтепродуктообеспечения арктических территорий характеризуется наибольшей протяженностью транспортных расстояний. Как в настоящее время, так и в обозримой перспективе сеть железных дорог будет использоваться как базис магистральных средств доставки нефтепродуктов потребителям в Арктике. Этот вид транспортировки предусматривается почти во всех транспортных схемах доставки топлива в межрегиональном транспортном сообщении. Можно предположить, что по мере развития транспортного потенциала и реализации крупнейших арктических инфраструктурных проектов, таких как, например, строительство высокоширотных участков железнодорожных магистралей «Северный широтный ход» и «Белкомур», роль железнодорожного транспорта в обеспечении перевозок нефти и нефтепродуктов в Российской Арктике будет только возрастать. Основные перевозки нефтепродуктов внутренним водным транспортом в арктическом направлении приходятся на Восточную Сибирь, северные районы Красноярского края (Норильский промышленный район, Туруханский район, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район), Республику Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий и Ненецкий АО. В этих районах применяются сезонные транспортные схемы, функционирующие в период летней навигации в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. Автомобильная транспортировка используется преимущественно на этапах начально-конечных логистических операций с нефтепродуктами, стадиях доведения и распределения топлива к удаленным потребителям от территориальных транспортных терминалов, пунктов перевалки, накопления и хранения. Использование сезонной автомобильной доставки и схем 1 Годовой отчет ПАО «ГМК «Норильский Никель»» за 2014 год. Раздел «Топливно-энергетическая деятельность» (http://or2014.nornik.ru/38-page.html) . 2 Муниципальная программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования городского округа «Воркута» на 2011-2015 годы и на период до 2020 года», утверждена 29 ноября 2011 г. Решением Совета муниципального образования городского округа «Воркута» №109. 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz