Север и рынок. 2017, N 1.

в первую очередь высококвалифицированных специалистов. Так, например, если до экономического кризиса обеспеченность населения Севера врачами составляла от российского уровня 93.5 %, то в начале 2000-х гг. этот уровень составил уже около 80 % [2-4]. Государственная поддержка Севера отражается в многочисленных указах президента и постановлениях Правительства РФ, где решаются в основном оперативные вопросы социально-экономического развития региона (завоза продукции, переселения и т. п.). По ряду направлений государственной поддержки нормативные правовые акты часто меняются, затрудняя проведение соответствующих хозяйственных мероприятий. В целом государственная поддержка Севера все еще не приняла широких масштабов. Правительство РФ очень неохотно идет на компенсацию удорожающих факторов развития в этом регионе. Финансовая поддержка Севера в общем итоге никогда не превышала 20 % северного удорожания производства. В Концепции государственного регулирования экономического и социальною развития районов Севера, утвержденной еще постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г., государственная поддержка вошла в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями. Она недостаточно учитывала произошедшие изменения в экономике России, продолжала сохранять многие черты старой административно-командной модели. Правительству в условиях рынка при развитии многих форм собственности все труднее становится оказывать помощь Северу. Чтобы повысить действенность, социальную справедливость государственной поддержки, она должна быть адресной, дифференцированной по территории. При прочих равных условиях территории с худшими условиями воспроизводства должны получать от государства большую помощь в первую очередь на развитие социальной сферы. В принципе эти положения закреплены, например, в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной президентом РФ 20 февраля 2013 г. В ней утверждаются комплексное социально-экономическое развитие этой важнейшей составной части северных территорий, совершенствование системы государственного управления, улучшение качества жизни населения и условий хозяйственной деятельности и т. п. [5]. Вышесказанное со всей убедительностью свидетельствует о большой практической значимости определения территориальных различий в условиях воспроизводства, районирования Севера по удорожанию производства продукции (услуг) и условиям жизни населения. Правительство и Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации уже много раз обращали внимание на важность учета «особенностей отдельных территорий», исследований по районированию Севера России. Определенных успехов в этом направлении достигли Институт экономических проблем Кольского научного центра РАН с сотрудниками ИГРАН и НИИ труда, которые провели научное исследование территориальных различий в условиях жизни населения Севера России. Была обоснована южная граница Севера и проведено его районирование (зонирование) по дискомфортности условий проживания населения [6-9]. К социально-экономическим факторам дискомфортности следует отнести удорожание стоимости жизни и уровень развития социальной инфраструктуры. Огромные размеры и географическое положение России, территория которой вмещает в себя почти все широтные зоны и заселенные человеком высотные пояса, обусловили разнообразие природных и социально-экономических условий, что определяет различия в воспроизводстве рабочей силы по регионам и, соответственно, той его части, которая связана со стоимостным выражением объема жизненных средств, обеспечивающих нормальное индивидуальное воспроизводство. В объеме жизненных средств по районам находят отражение факторы, связанные с особенностями условий жизни людей, — природно-климатические, экономические, исторические, национальные и т. п., количество материальных благ и услуг, которое необходимо потреблять и которое фактически потребляется населением и составляет понятие стоимости жизни. Основными факторами (или условиями), под влиянием которых складывается неодинаковый уровень стоимости жизни работающих и их семей по регионам России, являются [7, 9]: 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz