Север и рынок. 2017, N 1.

перевозимых железнодорожным транспортом в арктическом направлении до крупнейших нефтеперевалочных баз (Мурманск, Архангельск, Печора, Усть-Кут, Пуровск, Абалаково, Обская, Ванино, Находка и др.). По оценкам, полученным на основе данных Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ФГБУ «ЦДУ ТЭК») и Федеральной антимонопольной службы России, за последние пять лет в сравнении с общим объемом национального производства важнейших видов нефтепродуктов доля их поставок в северные и арктические регионы всеми видами транспорта возросла почти в два раза, достигнув в 2015 г. уровня 2.4-3.18 %'. Основные тренды факторов, влияющие на изменение данного соотношения, повторяют общероссийские тенденции формирования национальной структуры энергетического потребления. В ней превалирует рост энергетического спроса в транспортном, топливно-энергетическом и промышленном секторах экономики (по данным Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ)) [2]. Изменение уровня указанного показателя дает основания говорить о сохранении и даже усилении роли региональных подсистем нефтепродуктообеспечения в процессах формирования энергетической безопасности арктических территорий. Считается, что на перспективу следующих пяти лет дальнейший прирост произойдет именно за счет увеличения поставок моторного топлива, которое почти полностью представлено различными видами светлых нефтепр одуктов. Их доля в годовом потреблении углеводородов (жидкого и твердого топлива, природного газа и газового конденсата) за период 2005-2015 гг. возросла до 27 %. По этому показателю характер энергопотребления на территориях АЗ РФ имеет ряд схожих черт с некоторыми странами Северной Европы, например Финляндией, где доля нефти и нефтепродуктов в общем потреблении основных видов энергетических ресурсов составляет около 26 % [3]. Поставки моторного топлива в арктические регионы нашей страны составляют почти две трети (до 62.7 %) от общего завоза нефтепродуктов. Сдерживать рост потребления моторного топлива в отечественном транспортном секторе, в отличие от достаточно хорошо зарекомендовавших себя мероприятий в области энергоэффективности и энергосбережения в топливно-энергетическом, коммунальном и промышленном секторах, где они имеют наибольший потенциал, будет гораздо сложнее. Такая точка зрения соответствует некоторым экспертным позициям зарубежных авторов (см., например, [4]). Более того, отдельные авторы склоняются к тому, что показатели потребления моторного топлива на российском нефтяном рынке сложно увязываются с процессами увеличения парка автотранспортных средств, который в настоящее время такими темпами не растет, демонстрируя ежегодное падение объемов продаж [5]. Отсутствие или слабость такой количественной взаимосвязи не раз отмечались в работах, обосновывающих необходимость размещения объектов территориального энергетического производства не только с привязкой к центрам наивысшего потребления, но и к центрам добычи энергетического сырья. По мнению отечественных исследователей, вопросы нефтепродуктообеспечения арктических территорий России и далее продолжат оставаться актуальными [6, 7]. Среди наиболее распространенных точек зрения экспертного сообщества о дальнейших направлениях социально-экономического развития арктических территорий выделяется необходимость разрешения первоочередных вопросов инфраструктурной обеспеченности, которые по целому ряду причин до сих пор пока не вошли в завершающую стадию методологической и практической разработки. По сравнению с США, Канадой, наиболее развитыми странами Западной Европы и Азии, инфраструктурная развитость России характеризуется значительным отставанием по таким показателям нефтепродуктообеспечения территории, как площадь районов, условно или фактически снабжаемых нефтепродуктами с одного нефтехимического предприятия [8]; среднее количество обслуживаемых автомобилей, приходящееся на одну автозаправочную станцию [9]. Из крупных отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) непосредственно в Арктической зоне России с выходом на трассу Северного морского пути, имеющую определяющее значение в организации снабжения топливом потребителей этих территорий, пока нет ни одного предприятия, хотя работа в этом направлении ведется достаточно давно [10]. Ряд экспертов полагают, что основные объемы производства энергоресурсов для нужд арктических территорий могли бы обеспечить имеющиеся местные источники поставок нефтепродуктов [11]. В России насчитывается около 80 официально действующих малых предприятий нефтехимии. Локальные предприятия нефтепереработки 1 Аналитический доклад «Анализ услуг по транспортировке нефтепродуктов». Федеральная антимонопольная служба России. 28 октября 2016 года (http://fas.gov.ru) . 193

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz