Север и рынок. 2017, N 1.
FORMATION OF OIL PRODUCTS SUPPLY SUBSYSTEM IN THE RUSSIAN ARCTIC: THE CURRENT STATUS AND DEVELOPMENT PROSPECTS A. A. Biev, PhD (Economics), Senior Researcher G. P. Luzin Institute for Economic Studies of the KSC of the RAS, Apatity, Russia Abstract. The article is devoted to studying issues related to material and fuel and energy supply in the Russian Arctic. In regard to the key elements of the territorial infrastructure of the regions included in the Russian Arctic zone, the current status has been evaluated and prospects for their further formation have been identified. There have been substantiated the importance and relevance of the priority resolution of problems of providing these territories with the basic oil products, crucial for implementation of the large-scale plans of economic development on the Arctic raw-material base, accelerated industrial and socio-economic development of the Russian North and the Arctic, and achieving the goals of the conception of national energy security, declared by the Federal Government. The aspect of transport and logistics infrastructure of regional oil products supply subsystems in the Russian Arctic, has been studied too. Its impact on the costs of oil products deliveries and prices for fuel and energy resources on local markets in the Arctic regions, was determined. To reach this goal the study broadly applies the known methods of quantitative and qualitative analysis, and expert marketing assessments. During the study it was found that there are signs of strengthening the role of oil products supply subsystems in the formation of energy security of the Russian Arctic. Keywords: Russia, the Arctic region, energy consumption, structure, engine fuel, logistics. Роль региональных энергетических подсистем в Арктике сложно переоценить. Арктические природно-климатические условия, особенности организации и ведения здесь хозяйственной деятельности обуславливают особую значимость решения вопросов надежного обеспечения территориальных потребителей массовыми и дешевыми энергоносителями. В арктических районах, в зоне Крайнего Севера России, накоплен достаточно большой опыт комплексной реализации задач по развертыванию центров добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, освоению местных топливно-сырьевых баз, материально-технического снабжения промышленных и коммунальных объектов. Некоторые из этих локальных элементов территориальной инфраструктуры впоследствии стали ресурсной основой крупнейших проектов современного индустриального развития российского Севера и Арктики. В то же время большинство территорий, включенных в состав Арктической зоны Российской Федерации (АЗ РФ), например Мурманская, Архангельская области, Чукотский АО, отдельные районы Республики Коми (муниципальное образование городского округа «Воркута»), ограничены в возможностях использовании местной топливно-сырьевой базы. Они до сих пор не газифицированы, в качестве базового ресурса при производстве тепловой энергии наиболее массово используют дальнепривозное топливо. В структуре их энергопотребления продолжают доминировать уголь и нефтепродукты. По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, среди всех субъектов Федерации наибольшие объемы нефтепродуктов для целей теплоснабжения поставляются предприятиям, расположенным в Мурманской области, Приморском крае и Республике Саха (Якутия). На них приходится примерно 40 % национального потребления нефти и продуктов ее переработки в коммунальном секторе1. Использование природного газа, а также альтернативных источников энергии предприятиями тепловой энергетики позволяет постепенно отказаться от снабжения нефтепродуктами. Подобного рода инвестиционные проекты в течение 2005-2015 гг. были реализованы в Республиках Коми, Саха (Якутия), Архангельской и Мурманской областях [1]. Можно утверждать, что в АЗ РФ замещение доли потребления нефтепродуктов, закупаемых с целью производства тепловой энергии организациями топливно-энергетического и коммунального секторов экономики, действительно происходит. И основным видом котельного топлива в ближайшие десятилетия может стать не только уголь, но и природный газ. В то же время значительно увеличилось потребление моторных топлив. Начиная с 2000 г. растут показатели отправок наливных грузов (нефть и нефтепродукты) водным транспортом в труднодоступные районы Крайнего Севера с достижением максимума в 2013 г. Существенно увеличились объемы поставок нефтепродуктов, 1 Аналитический доклад «Оценка перспектив и целесообразности перехода субъектов Российской Федерации, использующих нефтепродукты с целью теплоснабжения, на местные и возобновляемые виды топлива». Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Сентябрь 2015 года. (http://ac.gov.ru ). 192
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz