Север и рынок. 2017, N 1.

совершенствования механизма взаимодействия региональных органов власти. Такая система должна позволить выявлять потенциальные риски возникновения кризисных ситуаций заранее, что гораздо эффективней, чем устранять последствия. Создание структур, на которые можно возложить обязанности по обеспечению экономической безопасности региона, потребует дополнительного финансирования, что в сложившейся непростой экономической ситуации создаст нежелательное давление на региональный бюджет. Кроме того, отдельные задачи по обеспечению экономической безопасности (частичный мониторинг, анализ полученной информации, разработка мер по противодействию и т. д.) уже возложены на членов Экономического совета при губернаторе Мурманской области и специально созданную рабочую группу [8]. Поэтому целесообразней будет возложить обязанности по обеспечению экономической безопасности региона: • на исполнительные органы государственной власти Мурманской области — Правительство Мурманской области, министерства, комитеты; • территориальные управления федеральных органов государственной власти в Мурманской области — территориальные органы федеральных министерств и ведомств, управления федеральных служб и агентств, территориальные отделения фондов, федеральные государственные бюджетные казенные учреждения [8]; • научные и общественные институты. Для повышения эффективности работы системы в зависимости от вида безопасности все сферы ответственности должны быть распределены между участниками. Например, обеспечение экологической безопасности войдет в сферу ответственност и Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области (Росприроднадзор), Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Отдела водных ресурсов Двинско-Печорского бассейнового водного управления по Мурманской области и т. д. [8]. В настоящее время на региональном уровне выделяются угрозы в следующих сферах безопасности: продовольственной, экологической, социальной (рост безработицы, снижение уровня жизни, миграция, ослабление трудовой мотивации), криминальной, инвестиционной, финансовой, демографической, энергетической, производственной, научно-технической, информационной [9, 10]. Задачу организации и осуществления контроля работ по обеспечению экономической безопасности региона можно возложить на Экономический совет при губернаторе Мурманской области и создать при нем рабочую группу из представителей всех участников системы. Данный коллегиальный орган можно назвать Межведомственной комиссией по обеспечению экономической безопасности. Основной задачей комиссии будет осуществление координации деятельности всех элементов системы, главной функцией — анализ полученной информации, выявление потенциальных и реальных угроз и разработка мер по их нейтрализации. На рисунке представлена система обеспечения экономической безопасности региона на примере Мурманской области. Важнейшим элементом системы является социально­ экономический мониторинг [2, 11, 12]. Для организации и проведения мониторинга необходимо организовать взаимодействие всех заинтересованных служб, причем основная нагрузка ляжет на Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (Мурманскстат). Кроме того, наблюдение за состоянием объектов должно осуществляться непрерывно. Данные мониторинга в условиях нестабильной экономической ситуации должны поступать ежемесячно [13-15]. По решению Межведомственной комиссии по обеспечению экономической безопасности Мурманской области допускается ежеквартальное предоставление данных мониторинга только в случае стабилизации экономической ситуации. Основными задачами социально-экономического мониторинга являются: 1) сбор, обработка и анализ полученной информации; 2) оценка состояния экономики региона; 3) выявление угроз и их оценка. Необходимо отметить, что перечисленные выше задачи будут решаться не только силами Мурманскстата, но также и других членов Межведомственной комиссии по обеспечению экономической безопасности Мурманской области. Важно, чтобы на каждом этапе был закреплен конкретный ответственный исполнитель. 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz