Север и рынок. 2017, N 1.

saving means of the regional budget, because there is no need to create new institutions; close cooperation among different ministries, departments, committees, scientific and public organizations; the implementation of continuous monitoring that contributes to the quality and quantity of statistical information, signaling a negative change in one or another sphere of socio-economic development of a region; the regional authorities should have the opportunity to make timely management decisions aimed at prevention of crisis situations and minimizing the impact of the identified effects. The proposed system of economic security of a region is characterized by high elasticity, because there is always the opportunity to supplement the used list of indicators and thresholds, and to amend the final composition of the participants in case of a change in the structure of the executive power of the territorial system. Keywords: economic security, mechanism, authorities, system of indicators, threats, monitoring, thresholds, assessment, analysis, economy, socio-economic status. Несмотря на постоянные разговоры о необходимости обеспечения экономической безопасности, ясного понимания того, кто и как должен заниматься этими вопросами на уровне территориальных систем в настоящее время нет. Безусловно, ответственность за разработку мер по противодействию угрозам экономической безопасности регионов возложена на органы власти в субъектах РФ, которые наделены достаточным количеством полномочий для выполнения таких задач. Однако на деле в связи с отсутствием организационной основы управления экономической безопасностью в большинстве регионов не понятно, кто конкретно несет ответственность за возникающие угрозы, кто их отслеживает и принимает меры по противодействию им [1]. Одной из главных проблем обеспечения экономической безопасности на уровне регионов в настоящее время является отсутствие системности. Принимаемые меры направлены на устранение уже наступивших кризисных ситуаций, в то время как требуется их предупреждение и выявление первопричин возникновения. Отсюда следует, что одной из главных задач обеспечения экономической безопасности как на национальном, так и на региональном уровнях является создание системы противодействия и предупреждения угроз экономической безопасности. В настоящее время в Мурманской области, как и в большинстве регионов РФ, такой системы нет [2]. Тем не менее определенные шаги по созданию подобной системы уже сделаны. В связи с неблагоприятной экономической ситуацией в стране в Правительстве РФ был создан антикризисный штаб и разработан антикризисный план мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики [3]. Аналогичные антикризисные штабы были созданы во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и в Мурманской области. Действующим при губернаторе Мурманской области Экономическим советом было предложено с целью выявления рисков ухудшения социально-экономической ситуации в моногородах и своевременного принятия управленческих решений ежеквартально собирать информацию о социально-экономическом положении градообразующих предприятий и предприятий регионального значения (всего 53 организации). Перечень организаций утвержден распоряжением Правительства Мурманской области «О мониторинге социально-экономического положения градообразующих предприятий и предприятий регионального значения Мурманской области». Кроме того, оперативным штабом по мониторингу совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований организован еженедельный мониторинг потребительских цен во всех муниципальных образованиях Мурманской области [4]. Несмотря на положительные моменты в работе созданного антикризисного штаба, выявление рисков ухудшения социально-экономического положения в моногородах, сохранение стабильной ситуации на продовольственном рынке, его деятельность не отвечает требованиям, предъявляемым к полноценной системе обеспечения экономической безопасности. Во-первых, экономическая безопасность не ограничивается мерами противодействия возникающим угрозам. Во-вторых, предотвращать угрозы гораздо эффективней, чем ликвидировать последствия кризисных ситуаций. В-третьих, для обеспечения экономической безопасности субъектов РФ необходимо создать реальный механизм взаимодействия органов региональной власти. В-четвертых, законодательно утвердить проведение постоянного полноценного социально-экономического мониторинга, позволяющего определять потенциальные угрозы экономической безопасности. Под полноценным социально-экономическим мониторингом понимается система постоянного наблюдения и сбора информации, используемой для анализа, оценки и выявления угроз экономической безопасности, а также выработки рекомендаций по принятию рациональных управленческих решений [5-7]. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что формирование единой системы управления экономической безопасности является главным направлением 186

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz