Север и рынок. 2017, N 1.

в основном (98 %) от иностранных спутников и только отчасти от одного отечественного аппарата «Метеор-М №1» [5]. Большое значение для минимизации транспортных рисков имеет сбалансированность всех составляющих морской транспортной системы (в настоящее время сбалансированности не наблюдается): недостаточно развита инфраструктура, находящаяся в ряде случае в неконкурентоспособном состоянии, недостаток ледокольного флота, навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения и спасательных станций, отсутствие судоремонтных мощностей. Для создания оптимальной схемы доставки с арктического шельфа необходимо решение основной транспортной задачи проекта — обеспечение эффективной, экономичной и безопасной (с минимальными транспортными рисками) доставки углеводородных ресурсов с месторождения в пункты назначения. Но исключить риск, оставаясь только в рамках инженерных методов, невозможно (ибо практически невозможно сделать риск нулевым), поэтому следует не избегать риска, а уметь его анализировать, оценивать и управлять им. С целью снижения транспортных рисков в практике применяется система транспортного страхования, которая включает в себя страхование «каско», страхование «карго», страхование ответственности перевозчика. В современных условиях транспортное страхование ориентировано на международную практику страхования. При этом оно осуществляется с учетом характера перевозимых грузов, способа транспортировки и содержания народно-хозяйственных интересов. Экологические риски связаны с природными и антропогенными воздействиями, несут угрозу сохранности природной среды и жизнедеятельности людей. Рассматриваемые районы весьма уязвимы по отношению к техногенным воздействиям, их способности к самоочищению очень ограничены. К тому же сложные природно-климатические условия в районах нефтегазовых месторождений Арктики способствуют возникновению экологических рисков, связанных с возможностью нанесения серьёзного ущерба окружающей среде и последующими затратами на его ликвидацию и компенсацию. Экологические риски могут возникнуть на любой стадии реализации проекта: от геологоразведочных работ, промышленной добычи углеводородов на континентальном шельфе до транспортировки нефти и газа и продуктов их переработки. В результате возможен риск нарушения экологического равновесия экосистем Арктики. Такое воздействие наблюдается в различных направлениях. 1. Воздействия на атмосферу. Основными источниками выбросов в атмосферу являются отработанные газы при работе турбин, сжигание газа на факеле, а также выбросы паров нефти в процессе добычи и загрузки танкеров. Поступление токсических веществ отрицательно сказывается на здоровье людей. 2. Воздействия на морскую среду. Активизация добычи нефти и её перевозок через акваторию Северного Ледовитого океана увеличивает техногенную нагрузку на морскую систему и увеличивает риск загрязнения. В условиях Арктики основными рискообразующими факторами являются: туманы и шторма, продолжительная полярная ночь, низкие температуры, лед, ограничивающий доступ и снижающий эффективность специализированных судов, повышенная вязкость нефти, снижение эффективности работы оборудования (насосы и другое), замедление процессов разложения углеводородов и их потребления морскими микроорганизмами. Однако следует отметить и положительные обстоятельства, снижающие экологический риск, — пониженная скорость распространения разливов нефти (в сравнении с теплыми водами), природные ледовые барьеры, препятствующие распространению нефти, полярный день, облегчающий проведение ликвидационных работ в летнее время. По мнению экспертов, в России и за рубежом отсутствуют эффективные технологии ликвидации разливов жидких углеводородов в ледовых условиях, при этом возможность их устранения не более 10-20 % [4]. Используется механический сбор, сжигание на воде и химическое разложение с помощью диспергентов. Согласно данным ФБУ «Госморспасслужба России» — организации Минтранса России и Федерального агентства морского и речного транспорта, ответственной за ликвидацию аварийных разливов нефти в морских условиях, в России сжигание нефти на море запрещено и огнестойкие заградительные боны отсутствуют. Не рекомендовано применение в арктических условиях России и диспергентов. 3. Воздействие на морскую флору и фауну. При обустройстве и последующей эксплуатации месторождения могут возникнуть следующие виды неблагоприятных воздействий: выемка морского грунта при строительстве стационарной морской платформы и прокладке подводных трубопроводов, электромагнитное и шумовое воздействие, теплообмен между искусственными сооружениями и морской средой, попадание в морскую среду мусора и токсичных отходов, что приводит к гибели водоплавающих птиц и рыб и наносит огромный ущерб рыболовству. 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz