Север и рынок. 2017, N 1.

Развитие СМП как международного евроазиатского транспортного коридора осуществляется на международном уровне по следующим основным направлениям: • продолжение научного сотрудничества различных стран в международных исследовательских программах и проектах, касающихся создания транзитных транспортно-технологических систем для СМП с использованием перспективных судов ледового плавания; • развитие международного сотрудничества в решении экономических и правовых проблем транспортного коридора «СМП» в рамках Арктического совета, а также Совета Баренцева-Евроарктического региона и его Рабочей группы по СМП, Арктической инициативы, Стратегии защиты окружающей среды, Северного измерения и Северного форума; • продолжение проведения в России регулярных (через каждые два года) международных евроазиатских конференций по транспорту в целях, в частности, закрепления статуса СМП как самостоятельного евроазиатского международного транспортного коридора и включения его в единую международную сеть транспортных коридоров. На мировой арене Канада и Россия позиционируют себя как две крупнейшие арктические державы. Для обеих стран важно использовать любую возможность продемонстрировать свои суверенные права на геостратегически важный регион. Все шаги, направленные на признание национального суверенитета над СМП и СЗП, являются частью этого. Суверенитет — это совокупность таких прав, как самостоятельность и независимость государства при осуществлении внешней политики, участие государства в международных договорах, кодифицирующих нормы международного права или регулирующих важнейшие отношения между двумя и более государствами [12]. В рамках международного права существует несколько основных факторов, которые служат основанием для установления государственного суверенитета: длительный период завладения территорией, эффективная и длительная демонстрация государственных полномочий, проявление суверенитета, а также географические и исторические основания и др. [13]. Решение вопросов суверенитета требует различных принципов международного права с учетом специфики каждой отдельной ситуации. 1. Позиции России и Канады основываются на доктрине об исторических водах. Первая ледовая проводка иностранного судна по СМП состоялась только в 2010 г. (датский балкер “Nordic Barents”). За всю историю освоения СЗП с 1906 по 2005 гг. иностранными судами было совершено только 69 полных проходов. Все они осуществлялись с разрешения канадских властей (за исключением отдельных инцидентов). Такие низкие показатели за столь длительный срок недостаточны для того, чтобы присудить СМП и СЗП статус жизненно необходимых для международной навигации с ее современной системой маршрутов. 2. Применение внутреннего законодательства по отношению к судам, осуществляющим грузоперевозки по этим маршрутам на протяжении почти 30 лет, является достаточным проявлением государственных полномочий для установления национального суверенитета. СМП и СЗП привлекают и те страны, у которых нет прямого выхода ни в Северный Ледовитый океан, ни в Арктический регион в целом. Кроме Европейского союза, это азиатские страны (Китай, Южная Корея, Япония). Они опираются на право транзитного прохода, закрепленного в конвенции по морскому праву, и называют СМП и СЗП частью международной транспортной системы. При этом позиции Канады и России в отношении коммерческого мореплавания схожи и направлены на развитие новой международной транспортной системы при строгом соблюдении внутреннего законодательства и норм международного морского права. Эти страны активно работают над укреплением национальных нормативно-правовых режимов судоходства [14, 15]. Россия и Канада как две арктические державы имеют сходные географические условия. Арктические регионы этих государств обширны по своей территории и богаты по энергетическому и транспортному потенциалу. Для обеих стран решение вопросов интернационализации СМП, СЗП и национального суверенитета являются ключевым в стратегии развития Арктики. При этом ни одна из стран не препятствует международному судоходству по своим магистралям. Навигация по СМП и СЗП иностранных судов позволит диверсифицировать экономику северных регионов и стимулировать устойчивое социально-экономическое и инфраструктурное развитие. Канада и Россия придерживаются позиции, согласно которой все принципы свободы открытого моря, включая свободу навигации, должны применяться вне их территориальных вод и гарантируют право мирного прохода вдоль СМП и СЗП своих арктических побережий [16]. Будущее правового режима будет зависеть от того, какие меры страны предпримут для защиты своего суверенитета и каким образом эти государства станут контролировать международное судоходство. На данный момент единого правового режима, признанного всеми странами, не существует. 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz