Север и рынок. 2017, N 1.
Определение статуса СЗП зависит от множества факторов, при этом главным среди них является глобальное изменение климата. До сих пор СЗП был уникальным морским проходом (другим таким является СМП), отличным от южных проливов своим круглогодичным ледовым покрытием. Благодаря такой особенности, согласно статье 234 (об особых правах прибрежного государства в районах, покрытых льдами) Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., СЗП был исключен из рассмотрения в качестве международного пролива. Теперь в результате климатических изменений ледяной покров акваторий вокруг Канадского Арктического архипелага может растаять, и тогда ст. 234 перестанет распространяться на СЗП. Когда это произойдет, основной проблемой Канады станет осуществление контроля над СЗП. Вместе с тем, в виду отсутствия переговоров между Канадой и США на правительственном уровне по данной проблеме, можно предположить, что статус СЗП не будет определен в ближайшем будущем. Среди научного сообщества (М. Байерс, С. Лалонд, Р. Хуберт и др.) наиболее распространенной является идея налаживания сотрудничества Канады с Соединёнными Штатами в области регулирования судоходства в акваториях Канадского Арктического архипелага, на которое, по мнению ученых, могут пойти США. Как было сказано выше, увеличение судоходства в арктических акваториях, в том числе в СЗП, повлечет за собой угрозу континентальной безопасности (контрабанда наркотических средств, нелегальная иммиграция, незаконный оборот ядерных материалов). Существует и другая точка зрения, согласно которой соглашение между Канадой и США не решит проблему, потому что она скорее глобальная, чем двусторонняя. Кроме того, специальное соглашение между США и Канадой по статусу СЗП только усугубит ситуацию, поскольку создаст прецедент для возникновения новых конфликтов между Канадой и другими странами, которые, так же как и США, заинтересованы в использовании СЗП в качестве международного пролива (например страны ЕС и Китай). Как пишет канадский эксперт Ф. Гриффитс, пока проблема статуса СЗП не решена, «вмешательство других стран в спор между Канадой и США маловероятно, поскольку, бросая вызов Канаде, третьи лица тем самым поставят под угрозу и позицию США» [6]. В феврале 2008 г. в Оттаве состоялась встреча Майкла Байерза (профессора Университета Британской Колумбии, автора книги «Кому принадлежит Арктика?») с двумя командами неправительственных экспертов. Целями данной встречи были обсуждение спорных вопросов, определение возможных путей их решения и составление совместных рекомендаций для обоих правительств. Прежде всего, было определено, что необходимы межгосударственные переговоры, поскольку увеличение перевозок по северному маршруту приведет к увеличению угроз безопасности и состоянию окружающей среды. Долгая история американо-канадского сотрудничества в Арктике указывает на возможность подписания двустороннего соглашения. Было разработано девять конкретных рекомендаций, которые в основном сводились к следующему. 1. США и Канаде следует работать над созданием параллельных правил, стандартов и механизмов совместного обеспечения их выполнения в тех зонах арктических вод Аляски и Канады, где суда обязаны посылать уведомления о проходе и где такой проход им может быть воспрещен. 2. США и Канаде следует осуществлять совместное морское патрулирование в арктических водах и общими усилиями совершенствовать его возможности. 3. Обеим сторонам следует отталкиваться от существующих и уже достаточно жестких канадских законов в области охраны окружающей среды в арктических водах посредством разработки более совершенных стандартов систем навигации, безопасности, судостроения и осуществления перевозок. Эта рекомендация признает правомерность применения Закона о предотвращении загрязнения арктических вод к акватории СЗП и призвана улучшить стандарты этого нормативного документа. В действительности все девять рекомендаций поднимают планку в отношении обеспечения охраны окружающей среды и безопасности, не ущемляя при этом суверенитета Канады. 4. США и Канаде следует сотрудничать в области создания линий грузоперевозок, схем управления движением судов и планов быстрого реагирования в случае утечки нефти в арктических водах у северного побережья Аляски и Канады. 5. Странам следует совместно решать проблемы противодействия нелегальной иммиграции и проведения поисково-спасательных операций, возникающие в связи с увеличением количества круизных лайнеров, входящих в воды Арктики. 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz