Север и рынок. 2017, N 1.
Глобальное потепление может обернуться обострением тлеющих территориальных конфликтов. Северные страны вступили в нешуточную борьбу за право распоряжаться огромными богатствами, лежащими на дне арктического шельфа, а также за статус морских проливов. Так, Канада считает, что на СЗП распространяется ее суверенитет, а США настаивают на том, что проливы являются международными водами. Канада желала бы в одиночку определять, кому давать право прохода через арктические акватории, а также устанавливать экологические требования к судам, осуществляющим навигацию. Канадцы все чаще посылают в СЗП корабли береговой охраны, беря пример с норвежцев, силой отстаивающих спорный статус акватории Шпицбергена [1]. Таким образом, в настоящее время существует ряд проблем, представляющих угрозу суверенитету Канады в арктическом регионе, одна из них — определение статуса СЗП. Северо-Западный проход — морской путь между Атлантическим и Тихим океанами, проходящий через моря и проливы Канадского Арктического архипелага. Различны е острова архипелага о тделены друг от друга и о т канадского п обережья группой арктически х водных путей. Он соединяет Атлантический и Тихий океаны и обеспечивает кратчайший путь из северной Атлантики через Канадский Арктический архипелаг в море Бофорта и далее, в Тихий океан, к странам Азии (сокращает путь примерно на 5 тыс. км). У США и Канады существуют разные подходы к определению статуса СЗП. Канада считает СЗП своими территориальными водами, США настаивают на том, что проход по морскому праву относится к международным водам, что дает им право пересекать проход без согласия из Оттавы. По международному праву существуют два подхода для признания прохода международными водами — географический и функциональный. По первому, Северо-Западный проход выходит к Атлантическому и Тихому океанам, поэтому может быть признан в качестве экстерриториальных вод, открытых для международного судоходства, а по второму — функциональному — может считаться внутренними водами Канады. Сложнее ситуация обстоит с функциональным критерием. Именно на него обращают внимание канадские исследователи, заявляя, что СЗП не может рассматриваться как международный пролив. Специалисты отмечают, что за всю историю существования СЗП через него было совершено лишь несколько десятков полных транзитных рейсов и, за исключением двух-трех плаваний американских судов, все плавания совершались с разрешения канадского правительства. Однако в связи с начавшимся таянием ледников пролив, ранее непригодный для круглогодичного судоходства, начинает приобретать статус международного. Разногласие по статусу СЗП началось с пересечения границы предполагаемых канадских внутренних вод американскими кораблями (танкером «Манхэттен» (Manhattan) в 1969-1970 гг. и ледоколом «Полар Си» (PolarSea) в 1985 г.). В результате этих двух «вторжений» американских кораблей были приняты определенные меры, направленные на укрепление канадского суверенитета в арктических акваториях [6]. В начале XXI в. вопрос о статусе СЗП вновь встал на повестку дня. С одной стороны, после террористической атаки на США 11 сентября 2001 г. канадо-американский спор о статусе СЗП стал менее резким. Несмотря на то что Канада и США остаются на своих позициях, следует отметить, что трагические обстоятельства на время ослабили этот спор. Теперь на первый план в отношениях США и Канады в Арктике выходит задача обеспечения континентальной безопасности. СЗП, будучи частью мирового океана, теоретически может быть использован террористическими группами с целью проникновения на североамериканский континент. С другой стороны, назревает новая проблема: возможно, в будущем по СЗП смогут осуществлять проход не переоборудованные под ледовые условия и не нуждающиеся в поддержке ледокольного флота суда. Теоретически этот проход может стать еще одной международной транспортной линией (как Панамский или Суэцкий каналы), т. е. международным проливом, как того хотят США. СЗП является очень выгодным маршрутом: так, путь из Лондона до Иокогамы через СЗП составляет всего 14062 км, в то время как путь через Панамский канал — 23300 км., а через Суэцкий канал — 21200 км. Климатические условия Арктики стремительно меняются: уже в 2007 г. было зафиксировано освобождение СЗП от ледового покрова. По данным Национального управления США по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА), в сентябре 2007 г. общая площадь арктического ледового покрова достигла исторического минимума, сократившись по сравнению с многолетним средним значением (период 1979-2000 гг.) почти на 40 % [7]. 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz