Север и рынок. 2017, N 1.

С одной стороны, потепление климата окажет негативное влияние на окружающую среду арктического региона, а с другой — освободит северные навигационные пути ото льда [4]. Таким образом, Северо-Западный проход (СЗП) и Северный морской путь (СМП) превратятся в самые короткие торговые пути из Америки в Европу и из Европы в Азию. СМП и СЗП открывают новые возможности для мировой торговли, 90 % которой приходится на морской транспорт. Навигация по этим маршрутам экономически выгоднее по сравнению с перегруженными Суэцким и Панамским каналами, в то же время плавание в арктических водах подвержено большим рискам. Вследствие этого в странах, имеющих выход в Арктический регион, созданы учреждения, отвечающие за безопасность мореплавания (табл. 1). Финансирование деятельности этих учреждений осуществляется за счёт средств государственных бюджетов арктических стран, доходов от деятельности этих учреждений и других источников финансирования, установленных законодательством арктических стран [5]. Таблица 1 Государственные учреждения, управляющие системой безопасности мореплавания в зарубежной Арктике Страна Государственные учреждения Функции Канада Гидрографическая служба, входящая в составМинистерстварыболовства и океанов Гидрометеорологическое обеспечение, ледовая разведка, производство съемочныхработ, издание карт и пособийдля плавания Береговая охрана в составе Министерства транспорта Обеспечение навигационной безопасности, создание и обслуживание средств навигационного оборудования США Национальное управление океаном и атмосферой (NOAA) в составеМинистерства торговли Руководство службами океанографии, метеорологии, спутниковых данных и информации об окружающей среде Береговая охрана в составе Министерства транспорта Обеспечение навигационной безопасности, создание и обслуживание средств навигационного оборудования Дания (Гренландия) Гидрографическая служба Дании Навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение безопасности мореплавания Норвегия Гидрографическое управление в составеМинистерства защиты окружающей среды Гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение мореплавания Береговая охрана в составе Министерстварыболовства Обеспечение навигационной безопасности, создание и обслуживание средств навигационного оборудования *По материалам сайта www.arctictoday.ru. Транспортные системы США и Канады в Арктической зоне ориентированы, как и в России, преимущественно на вывоз полезных ископаемых, завоз промышленных грузов и товаров для населения, транспортное обслуживание военных объектов, расположенных на арктическом побережье и островах. Осуществляется ледокольное обеспечение перевозок в арктических водах (табл. 2). Таблица 2 Ледоколы, обслуживающие зарубежные транспортные системы Страна Число ледоколов Мощность, МВт Принадлежность Назначение Канада 8 5-17 Береговая охрана Проводка судов снабжения 6 7-17 Частные нефтяные компании Обеспечение работыбуровых судов и плавучих буровых платформ США 3 45 Береговая охрана Научные исследования, навигационно-гидрографическое обеспечение, проводка судов в Антарктиде 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz