Север и рынок. 2017, N 1.

УДК 338.47(985) АРКТИЧЕСКИЕ СУДОХОДНЫЕ МАРШРУТЫ В ПЕРИОД ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ А. Б. Николаева , кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН, г. Апатиты, Россия Аннотация. Глобальное потепление может обернуться обострением территориальных конфликтов. Северные страны вступили в борьбу за право распоряжаться огромными богатствами, лежащими на дне арктического шельфа, а также за статус морских проливов. Так, Канада считает, что на Северо-Западный морской проход (СЗП) распространяется ее суверенитет, а США настаивают на том, что проливы являются международными водами. Северный морской путь (СМП) — это национальная транспортная магистраль России, но, с учетом благоприятных перспектив для развития транснациональных транзитных перевозок грузов иностранных фрахтователей по трассе СМП между Европой, странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северо-Тихоокеанского побережья США и Канады, СМП приобретает глобальный статус евроазиатского транспортного коридора. Россия и Канада как две арктические державы имеют сходные географические условия. Для обеих стран решение вопросов интернационализации СМП, СЗП и национального суверенитета является ключевым в стратегии развития Арктики. При этом ни одна из стран не препятствует международному судоходству по своим магистралям. Канада и Россия придерживаются позиции, согласно которой все принципы свободы открытого моря, включая свободу навигации, должны применяться вне их территориальных вод, и гарантируют право мирного прохода вдоль СМП и СЗП своих арктических побережий. Будущее правового режима будет зависеть от того, какие меры страны предпримут для защиты своего суверенитета. Ключевые слова: глобальное потепление, транспортные системы, Северо-Западный проход, Северный морской путь, судоходные маршруты, угроза суверенитету. ARCTIC SHIPPING ROUTES DURING THE GLOBAL WARMING A. B. Nikolaeva, PhD (Economics), Associate Professor, Senior Researcher, G. P. Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the RAS, Apatity, Russia Abstract. Global warming may result in exacerbation of regional conflicts. The Nordic countries have entered into the struggle for the right to dispose the vast riches that lie at the bottom of the Arctic shelf, as well as for the status of the sea straits. Thus, Canada believes that the North-West Sea Passage extends its sovereignty, and the US insist that the straits are the international waters. The Northern Sea Route is a national transport artery of Russia, but in view of the favorable outlook for the development of transnational transit cargoes of foreign freighters along the Northern Sea Route between Europe, Asia-Pacific countries and North Pacific coast of the USA and Canada, NSR acquires a global status of the Eurasian transport corridor. Russia and Canada are two Arctic nations, having the similar geographical conditions. For the both countries, internationalization of the NSR and NWP and the national sovereignty are the key issues in the Arctic development strategy. At the same time, none of the countries prevent international shipping on its highways. Canada and Russia hold the position that all the principles of freedom of the seas, including the freedom of navigation, should be applied outside their territorial waters and ensure the right of safe passage along the NSR and NWP of their Arctic coasts. The future legal regime will depend on which measures the countries will take to protect their sovereignty. Keywords: global warming, transport systems, the Northwestern Passage, the Northern Sea Route, shipping routes, threat to the sovereignty. В последние годы в прогнозах развития Арктики главной темой становится изменение климата. Происходящие на Севере климатические перемены очевидны: среднегодовая температура растет, вследствие быстрого таяния льдов на суше и море освобождаются огромные ареалы. Как показал отчет Межправительственной группы по изменению климата при ООН, в прошлом веке произошло самое резкое потепление за последнюю тысячу лет, а в Арктике температура росла в два раза быстрее, чем в других частях света. За 20 лет ледяная поверхность Северного Ледовитого океана уменьшилась на 5 %, а лед стал тоньше на 40 %. Среднегодовая температура в период до 2100 г. будет расти в диапазоне от 1.5 до 6 °С; согласно некоторым климатическим моделям, Северный Ледовитый океан станет свободным ото льда уже к 2050 г. [1-3]. 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz