Север и рынок. 2017, N 1.
Поэтому при колониально удушающей модели экономики, при системе управления и вертикали управленцев, финансируемой извне, Россия по определению не может следовать по пути опережающего развития и военно-экономической мощи. Необходимо использовать все выборные возможности, чтобы сменить губительный курс и тех «лидеров», кто 10 лет не выводит страну из долларово-сырьевой удавки [11]. Государство устанавливает правила игры, осуществляет контроль, получает доход. Никакой разницы нет, от какой деятельности этот доход получается — добычи нефти-газа или железа-меди. Равным образом неважно, где осуществляется добыча — на шельфе или на суше. Есть и ещё одна безразличная вещь — не имеет значения кто арендатор, если он аккуратно платит и соблюдает установленные требования. Цель собственника одна — доход и контроль над рациональным (т. е. отвечающим интересам собственника) использованием недр. Как же собственник может получить максимальный доход? Вероятно, организовать конкуренцию среди арендаторов. Соперничая друг с другом, арендаторы будут предлагать на аукционе собственнику большую по их представлениям цену за использование собственности — большую величину ренты, больший доход. Подведём итог. Государство управляет недрами как собственник. Оно не выпускает их из «государственных рук» — регулярно контролирует использование арендатором. Вопрос же о том, кто станет последним, решается по итогам конкурентных торгов, цель которых с точки зрения собственника — обеспечить для себя максимальный доход [12]. Сегодня наглядно видно, что опора на частный капитал, гибкую модель изъятия ренты, гражданско-правовые принципы и в целом на стабильность инвестиционного климата приносит стране выгоды в отличие от решений, ориентированных на так называемые «государственные компании» и налоговые льготы. Первый подход позволяет создавать в стране благоприятный инвестиционный климат, рассчитанный на десятилетия [13]. Стабильность правоотношений — одна из главных составляющих инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и отрасли хозяйства в частности [14]. Принимая во внимание присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации, можно предположить, что давление конкурентных процессов на российских предпринимателей увеличится. СРП могут сыграть в подобной ситуации значительную роль. Инвесторы при наличии механизма защиты инвестиций готовы осуществлять долгосрочные инвестиции в нефтегазовый сектор нашей страны. Благоприятное в инвестиционном отношении российское законодательство в сфере СРП могло бы способствовать привлечению более 100 млрд долл. США в поиск, разведку и добычу нефти и природного газа [15]. Как видно, существуют различные мнения на использование соглашений о разделе продукции. Законопроект не затрагивает вопросов формирования доходов и расходов федерального бюджета и не предусматривает вмешательства региональных органов власти в федеральную компетенцию. Относительно сложная и в то же время достаточно прозрачная процедура утверждения соглашений о разделе продукции, предусматривающая не только принятие отдельного федерального закона, но и наличие заключений законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов власти субъектов Российской Федерации (число которых будет весьма ограничено в случае принятия предлагаемой поправки к статье 2 базового закона), в данном случае представляется вполне оправданной в связи с большим не только социально-экономическим, но и геополитическим значением шельфовых проектов. Литература 1. Материал из Википедии [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%A1%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_% D0%BE_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D 0%BE%D0%B4%D 1%83%D0%BA%D 1%86%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 18.11.2016). 2. На Сахалине есть что делить. Россия получит от проекта «Сахалин-2» более 100 млрд долларов [Электронный ресурс] // Газета.ру. 2012. 30 марта. URL: http://www.yabloko.ru/publikatsii/ 2012/03/30 (дата обращения: 15.11.2016). 3 . О соглашениях о разделе продукции [ Электронный ресурс]: федерал. закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ (ред. от 05 апреля 2016 г.) // КонсультантПлюс: офиц. сайт. URL: consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8816/64309570644c9c88ed3e448d8a378a2ce3e82f8e/256 (дата обращения: 15.11.2016). 4. Энергетическая свехдержава — Перспективы возрождения Соглашений о разделе продукции // Энергетическая сверхдержава. Гл. 4. Суверенная энергетика. Правила игры для иностранных компаний на российском рынке. Перспективы возрождения Соглашений о разделе продукции [Электронный ресурс] // Фонд национальной энергетической безопасности: сайт // Книги. URL : http://www.energystate.ru/books/book_40.html ( дата обращения: 15.11.2016). 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz