Север и рынок. 2017, N 1.

Государственный контроль над исполнением соглашения осуществляют федеральные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией совместно с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации через своих уполномоченных представителей. Несмотря на то что, согласно многочисленным заявлениям, одной из главных целей разрабатываемых соглашений по Приразломному и Штокмановскому месторождениям является развитие Архангельской области, Ненецкого АО и Мурманской области, представители регионов практически устранены от процесса подготовки соглашений. В чем состоит предусмотренное законом согласование соглашения с регионом, остается неясным. Можно сделать вывод, что реальная роль органов исполнительной власти региона в отношении защиты региональных интересов сводится к написанию различных обращений в правительственную комиссию, министерства и ожиданию. Поэтому специалистами органов государственной власти и научных учреждений Мурманской области обоснованы следующие изменения в федеральный закон «О СРП»: 1) точное определение регионов, которые должны участвовать в согласовании проектов соглашений в случае, если участок недр расположен на континентальном шельфе или в пределах исключительной экономической зоны (что одновременно позволяет ограничить число таких субъектов Российской Федерации только теми, на территории которых реально проводятся масштабные, связанные с проектами работы); 2) конкретизация требования о включении представителя субъекта Российской Федерации в комиссию по подготовке проекта; 3) обеспечение доступности для общественности проектов соглашений до их утверждения федеральным законом, за исключением информации, являющейся конфиденциальной в соответствии с законом; 4) обеспечение участия субъекта Российской Федерации в координации деятельности по выполнению работ по соглашению путем гарантированного включения в состав управляющего комитета представителя органов региональной исполнительной власти; 5) конкретизация права субъекта Российской Федерации, на территории которого будут проводиться предусмотренные соглашением работы, участвовать в мероприятиях по государственному контролю над исполнением соглашения. Не стоит полагать, что СРП является чем-то новым и неизведанным. СРП применяли еще в 1920-х гг., когда большевики в лице В. И. Ленина допустили к ресурсам СССР английские и американские компании, раздав месторождения золота, цветных металлов и отдав «нефтянку» англичанам на правах концессии. Затем российские либералы повторили опыт юных большевиков, заключив СРП с нефтяными ТНК, отдав «нефтянку» в концессии. В целом либеральные гайдаровцы в РФ раздали более 260 перспективных месторождений природных ресурсов. И если в СССР порядок наводил И. В. Сталин, то в РФ — В. В. Путин, постепенно отменивший действие СРП с 2004 г., впрочем, соответствующий закон так и остался. Именно после отмены действия СРП Россия начала получать серьезные прибыли от добычи и продажи нефти и газа, что в совокупности с постепенным повышением цен на энергоносители стало основой для роста экономики России. Ныне же в РФ в рамках СРП разрабатываются три проекта: «Сахалин-1» (ExxonMobil), «Сахалин-2» (Sakhalin Energy) и Харьягинское нефтяное месторождение (Total) [8]. Неправильно было бы утверждать, что работать по СРП более трудно и менее выгодно, чем действовать по исключительной лицензии, учитывая также уменьшение доступа к самому производству. Фактически любой желательный уровень денежно-кредитных отношений может быть достигнут в контексте СРП так же легко, как и в контексте исключительной лицензии. Существенное отличие заключается лишь в том, что СРП предлагает более широкий выбор параметров (финансовых и нефинансовых), с помощью которых государство может влиять на деятельность подрядчика, например сроки соглашения раздела производства, дополнительные налоги на барели нефтеприбыли, экспортные пошлины и подоходные налоги, возлагаемый на подрядчика, и которые в своей совокупности обеспечивают больше гибкости и позволяют лучше реагировать на изменения в экономической ситуации. Напротив, исключительная лицензия предлагает более ограниченное количество параметров, которые все без исключения носят финансовый характер, например, арендная плата за разработку недр, доля чистой прибыли, доля от валового дохода, налог на сверхприбыль и общие и/или специальные нефтяные подоходные налоги. На практике параметры раздела производства ставят в зависимость от отдачи пласта. Эта форма соглашения обычно предусматривает увеличение доходов государственной стороны в процентном отношении по мере улучшения отдачи пласта 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz