Север и рынок. 2017, N 1.

Российские недропользователи называют сегодня налоговый фактор ответом на извечный вопрос «быть или не быть арктическому шельфу?» Действующая налоговая система дает на него, к сожалению, отрицательный ответ. Эффективность проекта может не обеспечить необходимой и соответствующей рискам нормы на капитал. Налоговые рамки сегодня таковы, что идея масштабного освоения шельфа еще долго может находиться на декларативном уровне — до тех пор пока не будут предоставлены реальные и фиксированные налоговые льготы, утверждают представители нефтегазовых компаний. Для обеспечения финансирования морских проектов необходимо уже на стадии проекта обоснование окупаемости и экономической эффективности инвестиций. Показатель внутренней нормы доходности, учитывающий соотношение затрат и доходов во времени, должен быть не менее 15-17 % [6]. Арктический и дальневосточный шельфы России, на долю которых приходится порядка 97 % морских ресурсов УВ, удалены от потенциальных потребителей, находятся в экстремальных природно-климатических и горно-геологических условиях, связаны с высокими технологическими рисками и применением высокозатратных технологий. Эти обстоятельства вызывают необходимость применения весьма дорогостоящих технических средств и значительных затрат на создание производственной и социальной инфраструктуры. Вследствие этого для освоения ресурсов УВ шельфа РФ особую роль и значение приобретают экономические проблемы, связанные с необходимостью обеспечения эффективного вложения инвестиций в развитие морских работ. Прединвестиционные исследования по Штокмановскому месторождению и близкорасположенным структурам в Баренцевом море показывают, что при ориентации на условия СРП и перспективный уровень цен на газ, рассчитанный с учетом поставок большей части газа в виде СПГ на экспорт, ожидаемый уровень внутренней нормы доходности инвестиций по данному объекту составляет немногим более 16 %. В целом такой уровень эффективности считается приемлемым для инвесторов. Однако в действующей налоговой системе проект даже по такому гиганту, как Штокмановское месторождение, не эффективен для реализации. Всему виной таможенная пошлина на СПГ. Применение режима СРП для промысла и завода СПГ позволит поднять эффективность освоения месторождения с 12-13 до 16-18 %. Условием эффективной разработки месторождений-сателлитов Штокмана служат возможность использования его транспортной инфраструктуры и налоговые условия СРП. То же самое касается и месторождений Печорского моря. Комплексный подход к экономической оценке группы близкорасположенных перспективных структур Печорского моря позволяет достаточно высоко оценить ожидаемые экономические результаты освоения их ресурсов на условиях СРП. В действующей налоговой системе освоение этих объектов неэффективно, утверждают эксперты ЗАО «Севморнефтегаз» и ЗАО «Синтезнефтегаз», опираясь на проведенный анализ. Результаты расчетов по ряду проектов показали, что эффективность их освоения в ДНС не поднимается выше 11 % на арктическом шельфе. Поднять эффективность может оптимизация состава объектов обустройства и налоговые льготы [6]. В настоящее время налоговая система не предусматривает получения каких-либо льгот по конкретному объекту. Однако в большинстве стран -разработчиков шельфа существует специальное положение в законодательстве по налогообложению при освоении месторождений на шельфе; российский бизнес также рассчитывает на принятие соответствующей главы в НК. Налоговые льготы могут заключаться, например, в предоставлении понижающего коэффициента к налогу на добычу полезных ископаемых и таможенной пошлине, в предоставлении налоговых каникул на пять лет (до периода окупаемости) по налогу на добычу полезных ископаемых и по таможенной пошлине, ускоренной (хотя бы в 2-3 раза) амортизации основных фондов. Недропользователями были предложены и некоторые версии введения налоговых льгот. «Результаты расчетов показали, что изменение только ставки и динамики взимания НДПИ не улучшает значительно показатели эффективности, так как происходит переток денежных средств в балансовую прибыль и при увеличении налоговой базы взимается больше налога на прибыль», — говорит директор департамента оценки и подготовки проектов ЗАО «Синтезнефтегаз» Наталья Глухова [6]. Что нужно? К снижению ставки НДПИ в два раза необходимо разрешить сокращение сроков амортизации оборудования и сооружений морского промысла, например, до десяти лет. Это сыграет роль главного положительного фактора, позволенного в СРП, — возможность сократить срок возврата инвестиций и снизить налоговую нагрузку по налогу на прибыль в первые годы проекта. 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz