Север и рынок. 2017, N 1.
При выполнении СРП применяется специальный налоговый режим, обуславливающий определённые обязанности налогоплательщика и плательщика сборов, а также освобождающий их от уплаты определённых налогов и сборов [1]. Соглашения о разделе продукции — особый вид договора. В рамках СРП инвестор получает часть добытых ресурсов, доля определяется соглашением в каждом конкретном случае. Собственно раздел продукции начинается после того, как инвестор возместит все свои затраты по проекту [2]. Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями федерального закона [3]. В 1993 г. у действующего президента Бориса Ельцина и его окружения сложилась довольно трудная ситуация. Несмотря на ряд крупных побед над своими политическими противниками, сохранение его власти в стране находилось под угрозой. И для укрепления своих позиций президенту и его окружению потребовались серьезные финансовые вливания. Необходимый объем средств решено было привлечь со стороны иностранных НГК. Для решения этой задачи в срочном порядке начала формироваться законодательная база, позволяющая зарубежным фирмам свободно функционировать в наиболее прибыльных — сырьевых — отраслях экономики. Именно к этому периоду относятся бурные дебаты по поводу законодательства, регламентирующего внедрение в России практики соглашений о разделе продукции, весьма популярной в развивающихся странах. На условиях раздела продукции в 1993 г. был заключен ряд соглашений. Победителями в аукционе в рамках проекта «Сахалин-3» стали американские ExxonMobil и ChevronTexaco. В других сахалинских проектах приняли участие та же ExxonMobil, Royal Dutch/Shell и ряд других, в том числе японских, компаний. А франко-бельгийский концерн «Total» получил право работы на Харьягинском месторождении в Ненецком АО. Тем не менее объем инвестиций иностранного капитала не оправдал надежды российского правительства. Вопреки стремлению властей зарубежные корпорации не были готовы к массовому проникновению на наш рынок. Политическая ситуация в стране оставалась напряженной, что не гарантировало сохранность и окупаемость западных инвестиций. В начале 1990-х гг. международные нефтегазовые концерны воспринимали Россию как потенциально перспективный, но пока слишком высокорискованный регион по добыче полезных ископаемых [4]. Закон «О соглашениях о разделе продукции», подписанный 30 декабря 1995 г ., стал, пожалуй, самым долго и страстно обсуждаемым в новейшей российской истории. Полемика вокруг этого закона продолжалась еще много лет после принятия, он обрастал поправками и дополнениями. Привлечение крупномасштабных инвестиций, как отечественных, так и иностранных, в разработку арктических углеводородов (УВ) является одной из важнейших задач государства. Для привлечения инвестиций государству, как и инвестору, требуется правовая основа, обеспечивающая благоприятный и стабильный режим деятельности сторон. Опыт взаимодействия государства и добывающих компаний, пользующихся недрами, реализуется в разнообразных формах: лицензиях, концессиях, соглашениях о разделе продукции, договорах риска, сервисных соглашениях. С учетом мировой практики наиболее распространенными формами взаимоотношений государства и частного бизнеса в области освоения природных ресурсов являются лицензии как форма административного права [5]. Закон «О недрах» 1992 г. в редакции 1995 г. содержит положения о соглашении о долевом распределении минерального сырья и о договоре о разделе продукции. В законах «О континентальном шельфе РФ» и «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» также закрепляются общие положения о распространении их действия на отношения, связанные с заключением «соглашений о разделе продукции». Президентом РФ подписан ряд указов по подготовке и реализации проектов соглашений. В целях установления инвестиционной привлекательности российской экономики было разработано и принято законодательство о СРП. Законотворческая деятельность на региональном уровне подтолкнула заинтересованные стороны к заключению действующих и сегодня СРП «Сахалин-1» и «Сахалин-2». 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz