Север и рынок. 2017, N 1.
В настоящее время в основных добывающих провинциях страны уже серьезно выработаны наиболее крупные высокоперспективные месторождения, наблюдается естественное сокращение приростов запасов и планируется соответствующее снижение уровней добычи. В этих условиях для отечественной экономики, в значительной мере опирающейся на добычу углеводородов, особое значение приобретают вопросы освоения ресурсов новых высокоперспективных регионов. Одним из таких регионов является Арктика, в том числе шельфы северных морей. В соответствии с энергетической стратегией России здесь к 2020 г. будет добываться не менее 15 % нефти и газа страны. Однако в силу особых условий разработки и повышенных издержек крупномасштабное освоение таких месторождений требует применения особых режимов, к примеру режим соглашений о разделе продукции. Ключевые слова: Арктика, арктический шельф, лицензия, концессия, соглашение, раздел продукции. CHALLENGES AND PROSPECTS OF USING PRODUCTION SHARING AGREEMENTS WHEN DEVELOPING THE ARCTIC SHELF V. S. Selin, Doctor of Sciences (Economics), Chief Researcher G. P. Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the RAS, Apatity, Russia N. I. Zershchikova, PhD (Economics), Senior Researcher G. P. Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the RAS, Apatity, Russia Abstract. The article examines the problems, associated with the gradual creation of a new strategic province for the extraction of hydrocarbons (the Arctic shelf of Russia) and the role of production sharing agreements in this process. The advantages and disadvantages of the PSA, including those in terms of institutional arrangements and tax regimes are shown. In a separate unit highlighted the issues of participation of the regions (subjects of the Russian Federation) in the conclusion and accompanied by the implementation of production sharing agreements, given the measures aimed at increasing "transparency" and specification of such participation. Currently, the main producing provinces of the country have seriously developed the largest highly promising field, there is a natural reduction of the increase in reserves and a corresponding reduction in production levels has been planned. Under these conditions for the domestic economy, relying heavily on the production of hydrocarbons, the issues of resource development of newhighly prospective areas are particularly important. One ofthese regions is the Arctic, including shelf of the North seas. In accordance with the Energy Strategy of Russia in 2020 at least 15 % of the country's oil and gas will be produced here. However, due to the special conditions and increased development costs, large-scale development of suchdeposits requires special tools, for example, production sharing agreements. Keywords: the Arctic, Arctic shelf, license, concession, agreement, production sharing. Соглашение о разделе продукции (СРП) (англ. Production Sharing Agreement) — особый вид договора об учреждении совместного предприятия. Обычно СРП является договором, заключённым между зарубежной добывающей компанией (подрядчиком) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определённой области (контактная территория) в соответствии с условиями соглашения. Полномочия государственной стороны основываются: • на владении исключительной лицензией, предоставленной в соответствии с нормами применимого законодательства, регулирующего операции с ископаемыми ресурсами, в этом случае область соглашения совпадает с областью лицензии, или • на общем исключительном разрешении (и обязанности) проводить операции с ископаемыми ресурсами на всей территории страны без определённых обязательств. В России отношения, возникающие в рамках соглашений о разделе продукции, регулируются федеральным законом № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции». Налоговый режим, устанавливаемый для СРП, регулируется главой 26.4 второй части Налогового кодекса России. В 2006 г. в России в рамках СРП разрабатывались три проекта, которые не регулируются федеральным законом №-225-ФЗ, поскольку СРП по этим проектам были заключены отдельно на правительственно-областном уровне: 1) Харьтягинское нефтяное месторождение (оператор — Total); 2) «Сахалин» (оператор — ExxonMobil); «Сахалин-2» (оператор — Sakhalin Energi). Общая сумма дохода, полученного российским государством от данных проектов, составила к началу 2006 г. около 686 млн долл. США, к началу 2010 г. — 5.6 млрд долл. США, а к началу 2012 г. — более 10.9 млрд долл. США. 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz