Север и рынок. 2017, N 1.
Из вышесказанного следует, что в современных условиях необходим концептуальный подход, под которым понимается системная последовательность мероприятий для создания единой Арктической транспортной системы: техническая возможность, экономическая эффективность и обеспеченность безопасности. Система риск-менеджмента должна стать инструментом, помогающим достичь поставленных целей, применение системы управления рисками позволит существенно повысить эффективность реализации транспортных проектов АЗРФ, что приведет к балансу между сокращением вероятности проявления негативных явлений, отрицательных последствий при реализации проектов и повышением их результативности и социально-экономической значимости. Специфика развития регионов Арктической зоны РФ и реализация масштабных транспортных проектов проистекают из особой природы арктической экономики, которую нужно учитывать, а также необходимо оптимизировать взаимосвязи между человеком, хозяйством и природной средой. При таком положении необходима взаимоувязка системы управления рисками с программами социально-экономического развития регионов Арктической зоны для обоснованной политики, позволяющей оптимизировать различные региональные задачи и гармонизирующей интересы всех субъектов: взаимодействие государства, бизнеса и науки, поиск баланса отраслевых, региональных и государственных интересов. Литература 1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Правительство России: официал. сайт. URL : http://government.ru/docs/22846/ ( дата обращения: 14.02.2017). 2. Отчетные материалы по программе фундаментальных исследований 8.7. Теория и методы экономико-математического моделирования сценариев социально-экономического и инновационного развития Российской Федерации. Программа VIII.73.1. Моделирование и сценарный анализ пространственного развития экономики РФ / координаторы: акад. Кулешов В. В., д. э. н. Сустщът С. А. 3. Киселенко А. Н. О развитии транспортной системы Европейского Севера России // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 11 (338). С. 2-11. 4. Серова В. А. Специфика развития транспортной системы в Арктике // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2013. № 5 (36). С. 51-56. 5. Тем временем на Севере [Электронный ресурс] // Геополитика: сайт. URL: http://geo-politica.info/tem-vremenem-na-severe.html ( дата обращения: 14.02.2017). 6. Вишняков Я. Д., Радаев Н. Н. Общая теория рисков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2008. 368 с. 7. Витлинский В. В. Рискология во внешнеэкономической деятельности. К.: КНЭУ, 2008. 432 с. 8. Селин В. С., Васильев В. В. Тенденции и риски хозяйственной деятельности в Арктике в условиях долговременных климатических изменений // Арктика и Север. 2011. № 1. С. 125-133. 9. Селин В. С., Васильев В. В. Тенденции изменения климата на Севере и в Российской Арктике // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2015. № 1 (44). С. 5-14. 10.Факторный анализ и прогноз грузопотоков Северного морского пути / научн. ред. B. C. Селин, С. Ю. Козьменко. Апатиты: КНЦ РАН, 2015. 335 с. 11.Шпак А. В. Транспортная система арктических регионов: концептуальный взгляд на развитие // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2013. № 2. (33). С. 51-55. 12.Шпак А. В. Транспортная инфраструктура как ресурс развития территорий // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. № 3 (44). С. 89-92. 13.Экономическая безопасность и снижение неравномерности пространственного развития российского Севера и Арктики / под науч. ред. д. э. н. В. С. Селина, к. э. н. Е. П. Башмаковой. Апатиты: КНЦ РАН, 2012. 232 с. 14.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути: федерал. закон от 30.12.2012 № 287-ФЗ (ред. от 07.05.2013) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ: информац.-прав. портал. URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70107760/ (дата обращения: 14.02.2017). 15.Порфирьев Б. Н., Терентьев Н. Е. Эколого-климатические риски социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации // Экологический вестник России. 2016. № 1. С. 44-51. 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz