Север и рынок. 2017, N 1.
Рассмотрим один из аналитических методов — причинно-следственный анализ, суть которого состоит в диагностике рискообразующих факторов, способствующих возникновению определенных рисков, и вероятности наступления неблагоприятных событий (последствий; рис. 5). Причины (факторы риска) лежат в плоскости настоящего и представляют собой фактически сложившееся положение, значения определенных параметров. Последствия, будучи возможными событиями, находятся в плоскости будущего. Анализ последствий позволяет определить отклонения фактического результата проекта от ожидаемого под воздействием риска, что является сигналом рисковой ситуации. Рис. 5. Схема причинно-следственного анализа Исходя из представленного метода, с учетом специфики и условий реализации транспортных проектов Арктической зоны РФ выстроим систему причинно-следственных связей, представленных в табл. 3, где риск при реализации проектов — это потенциальная возможность неблагоприятного и непредсказуемого результата в ходе осуществления проекта и связанных с ним последствий, обусловленных неопределённостью. Таблица 3 Причинно-следственный анализ при реализации транспортных проектов Арктической зоны РФ Вид риска Риски Возможные последствия Природно-естественные Метеорологические, гидрологические, природные Разнонаправленные последствия: с одной стороны, способствует доступности транспортных операций, а с другой—представляютугрозу поломки, повреждения и надежности иустойчивости инженерных сооружений, объектов инфраструктуры снижение объема грузопотока, простои, нарушение сроков поставок Экологические Риск причинения вреда природной среде (воздействие на атмосферу, морскуюсреду, морскую флору и фауну) ижизнедеятельностилюдей Затратына ликвидациюи компенсациюущерба окружающей среде; степень влияния экологических рисков на результат проекта максимальна в период промышленной эксплуатации, поскольку негативные возможные последствиямогут привести к значительным затратамна ликвидациюаварии иштрафным санкциям Транспортно-технические Строительно-монтажные, эксплуатационные, производственные, инфраструктурные Задержки ввода объектов проекта в эксплуатацию, вероятность аварийи отказа оборудования в арктических условиях, снижение объёма грузопотока и пропускной способности транспортных путей, нарушение сроков поставок и сохранности груза, снижение качества логистического сервиса Финансовые Инвестиционные, кредитные, ценовой, процентный Значительные инвестиции, увеличение капитальных вложений, перерасходматериальных и финансовых средств Коммерческие Товарные, управленческие Несовпадение запланированного и действительного экономического эффекта отреализации проектов, снижение величиныожидаемого дохода, увеличение издержекна выполнение транспортно-логистических операций, неэффективныйменеджмент Политические Риск разрыва контракта, риск военных действий, нормативно-правовые Изменение структурыи объёма перевозок, потери от изменения нормативно-правой базы 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz