Север и рынок. 2017, N 1.

Таблица 2 Идентификация рисков при реализации транспортных проектов Арктической зоны РФ Рискообразующие факторы Вид риска Экстремальные природно-климатические условия в сочетании с пространственно-географическим расположением неопределенность климатических изменений, усиление контрастности погодных условий вертикальная и горизонтальная (широтная и меридиональная) инверсия температур воздуха увеличение толщины сезонно-талого слоя таяние ледников, изменчивость ледовых условий Природно-естественные Негативные антропогенные и техногенные воздействия на арктическую среду обитания Низкий уровень самоочищения природы Отсутствие нормативно-правовой базы по жестким критериям охраны окружающей среды Арктики Экологические Диспропорции пространственной структуры транспортной системы Недостаточность и неравномерность транспортной обеспеченности, диспропорция пространственной структуры транспортной системы Слабая взаимозависимость и взаимодействие видов транспорта и недостаточность опорных транспортных сетей отсутствие необходимого количества транспортных средств ледового класса, пригодного для круглогодичного использования Высокая степень износа и устаревания действующих транспортных средств Ограничение развития транспортного комплекса в технологическом и структурном аспекте Сезонный характер работы большинства видов транспорта Недостаточное количество компетентных морских экипажей при работе в условиях ледовой эксплуатации судна и караванного плавания крупнотоннажных судов Транспортно-технические Высокая капиталоемкость проекта, длительный срок окупаемости инвестиций Неопределенность в определении источников инвестиционных ресурсов (государственных, коммерческих) Недостаточный уровень управленческой и финансово-хозяйственной деятельности участников проекта, контроля за выполнением условий и сроков реализации проекта Значительные транспортные издержки Финансовые Высокий уровень международной конкуренции Высокая себестоимость транспортных услуг Коммерческие Международная напряженность, политические и экономические санкции, меняющаяся геополитическая обстановка неопределенность политической среды, Возрастающее значение Арктики в геополитике, экономике и социальном развитии приарктических государств Угрозы международной безопасности и террористические действия Конфликт интересов стран Арктической зоны при разграничении арктического шельфа Политические риски Примечание. Составлено автором на основе [4, 8-13]. II этап — анализ рисков. На данном этапе происходит анализ, оценка рисков и прогноз последствий с помощью системы качественных и количественных показателей, на основе которых будут базироваться оставшиеся этапы, касающиеся управленческих решений. Целью анализа рисков является определение их характеристик: выявление структуры рисков, составление профилей рисков, формирование каталога рисков, вероятность наступления неблагоприятных событий, выявление возможного хода развития событий и возможные последствия. Для этого необходимо подобрать аналитический инструментарий, определяющий направления и параметры анализа рисков, с помощью которых можно получить достаточно полную и структурированную информацию о рисках при реализации проектов. В связи с этим необходимо понимать, что величина риска имеет не только количественное измерение, но и немаловажные качественные составляющие, которые необходимо учитывать при анализе рисков. Поэтому целесообразно использовать комплекс методов анализа для формирования системы управления рисками. Для анализа рисков используются: формально-логические методы, причинно-следственный анализ, методы экспертизы, теория графов (построение «дерева рисков»), стратегический анализ, расчетно-аналитический метод (мера риска, карта рисков, моделирование сценариев развития проекта). Основная проблема анализа рисков при реализации транспортных проектов арктических территорий — это использование расчетно-аналитического метода с помощью информационно-статистических данных. Это связано с отсутствием достаточных данных и информационной закрытостью проектов, в этой связи в статье анализ рисков будет строиться в большей степени на качественных методах. 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz