Север и рынок. 2017, N 1.

Проект «Белкомур» [3, 4]: строительство линий Карпогоры — Вендинга, Сыктывкар — Кудымкар протяженностью 1161 км, в том числе новое строительство — 712 км, достройка (усиление) существующих участков — 449 км и строительство нового глубоководного морского порта в Архангельске (глубоководный район «Северный»). Цель проекта — соединение железнодорожными путями сообщения районов Поморья, Республики Коми и Среднего Урала с портами Архангельска и Мурманска, а также расширение транспортного обслуживания зоны прилегания проекта и ликвидация инфраструктурных тупиков, обеспечение доступа к ныне неиспользуемым сырьевым ресурсам, создание нового короткого транзитного пути, связывающего Урал и Сибирь с северными российскими портами. Реализация инвестиционных проектов на сумму более 1трлн руб. Проект «Баренцкомур» [3, 4]: железная дорога пройдет через Индигу — Сосногорск — Троицко- Печорск — Полуночное — Сургут. Протяженность 1200 км. Проект позволит решить многие социально-экономические проблемы Ненецкого АО, а также обеспечить транспортировку с месторождений полезных ископаемых региона. Ориентировочное время постройки — 2020 г. По проекту предполагается строительство порта в пос. Индига, навигационная ситуация в бухте Индига не будет ограничена глубинами и природно-климатическими условиями. Кроме того, территория побережья в устье р. Индига свободна и пригодна для строительства порта любой мощности с развитой припортовой инфраструктурой. Проект магистрали «Северный широтный ход» является частью проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный». Северный широтный ход — это железнодорожная магистраль (707 км) ст. Обская-2 — Салехард — Надым — Коротчаево [3, 4]. Магистраль предназначена для вывоза углеводородного сырья с нефтегазоконденсатных месторождений Ямало-Ненецкого АО и севера Красноярского края. Реализаторами проекта являются «Корпорация Развития», «РЖД», «Газпром» и «Ямальская железнодорожная компания» (ЯЖДК). «РЖД» и «Газпром» выделят средства на реконструкцию своих участков, а «Корпорация Развития» обеспечивает строительство новых участков. Общие инвестиции объектов Северного широтного хода составляют 230 млрд руб. [5]. Наиболее затратным является строительство мостового перехода через реки Обь и Надым. Задачи стратегии на определённом этапе конвертируются в транспортные проекты, в связи с этим встаёт необходимость связать ресурсы и результаты, продиагностировать проблемные места для достижения поставленных целей. Однако в настоящее время транспортная система Арктического региона отличается крайне неравномерным развитием, уровнем освоенности и не вполне отвечает возможностям решения стоящих стратегических задач, что делает реализацию проектов высоко рискованной. Принимая во внимание вышеизложенное, необходимо рассмотреть методологические аспекты концепции и схемы формирования системы управления рисками (риск-менеджмент) и их особенностей при реализации проектов транспортного освоения арктических территорий; привести основные понятия и подходы к управлению рисками, последовательность и взаимосвязь этапов системы управления рисками, для того чтобы проанализировать влияние риска и ограничить потенциальные зоны. Специфика реализации проектов проистекает из физико-географических и природно-климатических особенностей при низкой устойчивости экологических систем, которые нужно учитывать наряду с социальными, экономическими, научно-техническими и экологическими факторами. Масштабность проектов предполагает большое количество участников, что может привести к противоречивым тенденциям и несовпадению их интересов. Реализация транспортных проектов проходят в условиях наличия неопределенности. Это обусловлено следующими факторами: неполное знание всех параметров, обстоятельств, ситуации, наличие вероятностных характеристик поведения среды, наличие фактора случайности. Проявление неопределенности может задержать наступление запланированных событий, изменить их содержание и привести к нежелательным результатам, соответственно, поставленная цель не будет достигнута. Вероятность отклонения от цели, т. е. несовпадение фактически полученного результата с намеченным, предопределяет риск. В контексте данного исследования риск надо рассматривать как многоаспектное понятие, в котором соединяются несколько концепций (табл. 1). Первая концепция риска связана с понятиями опасности, угрозы . В рамках этой концепции рассматривают негативные события, причиняющие вред человеку и окружающей среде, а под риском понимается наступление событий с негативными последствиями. Данная концепция лежит, в частности, в основе теории природной и техногенной безопасности [6]. Вторая концепция риска связана с понятием возможности — вероятностное распределение возможных как позитивных, так и негативных последствий. Последствия риска могут выражаться тремя экономическими результатами: отрицательным (проигрышем, ущербом, убытком), 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz