Север и рынок. 2017, N 1.
а также аэропортовую сеть; комплекс береговой инфраструктуры: порты, средства навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, связи; совершенствование транспортной инфраструктуры; формирование современных транспортно-логистических узлов (хабов) обеспечения магистральных и международных перевозок [1]. Обозначенные задачи стратегии предопределяют развёртывания масштабных проектов транспортного освоения и транспортного развития (реконструкция, модернизация) Арктической зоны России (рис. 1), которые должны быть нацелены на преодоление транспортной разобщенности и инфраструктурного ограничения. Такие крупные проекты, как комплексный проект развития Северного морского пути, модернизация Мурманского транспортного узла (в первую очередь морского порта), Белкомур, Баренцкомур, Северный широтный ход. Железные дороги: » .и ■ • существующие '---------— - прогнозируемые - Северный морской путь И •морские порты Нефтепроводы: ~ 'существующие = = = = = -прогнозируемые ....... .. -новые виды транспорта Месторождения Ф - уникальные по запасам полезны* компонентов ф - стратегически важные и ф - особоважные для обеспечения ресурсной безопасности - ареалы возможного создания арктически* АТЛК П - центры глубокой переработки природных ресурсов М Ш - ивнтры судО’ и машиностроения (ремонта) Рис. 1. Транспортные проекты развития Арктической территории РФ [2] Комплексный проект развития Северного морского пути в качестве высокотехнологичной и конкурентоспособной трассы международного значения. Северный морской путь (СМП) это маршрут, проходящий по морям акватории Северного Ледовитого океана от Карских ворот до бухты Провидения [3, 4]. Длина основной ледовой трассы СМП от новоземельских проливов до порта Провидения 5 610 км; протяженность судоходных речных путей, примыкающих к СМП, составляет около 37 тыс. км. Для развития СМП необходимо строительство и обустройство глубоководных портов и перегрузочных комплексов, системная модернизация арктического флота, сбалансированность всех составляющих морской транспортной системы: развитие инфраструктуры, которая в ряде случае находится в неконкурентоспособном состоянии, навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения и спасательных станций, наличие судоремонтных мощностей и инфраструктурных систем связи. Развитие СМП связывается с активизацией деятельности газо- и нефтедобывающих компаний, работающих в Российской Арктике, — «Газпром», «Лукойл», концерн «Норильский никель». Мурманский транспортно-логистический узел [3, 4] включает строительство и реконструкцию объектов портовой инфраструктуры на берегу Кольского залива: строительство на западном берегу терминалов по перевалке угля, нефти и нефтепродуктов; строительство на восточном берегу контейнерного терминала, реконструкция учетного терминала; строительство складской и дистрибуционной зон, связанных с контейнерным терминалом; создание логистического центра; развитие железнодорожной инфраструктуры, включая создание железнодорожной ветки Выходной — Лавна, строительство 10 железнодорожных станций и парков, реконструкция путевого развития четырех станций, реконструкция железнодорожных подходов (от станции Волховстрой); развитие автодорожной инфраструктуры, в том числе развитие улично-дорожной сети г. Мурманска; реконструкция автодороги «Кола». Целью проекта является использование потенциала Мурманского транспортного узла для обслуживания грузопотоков СМП, международного транспортного коридора «Север — Юг», а также грузов углеводородного сырья, связанных с разработкой и эксплуатацией шельфовых месторождений. Общие затраты составят 152.1 млрд руб., в том числе в рамках ФЦП — 117.4 млрд руб. Предусматривается государственно-частное партнерство в финансировании проекта. 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz