Север и рынок. 2017, N 1.
THE DIRECTIONS OF REGIONAL INNOVATION DEVELOPMENT OF THE NORTHERN BORDER REGION (CASE STUDY OF THE REPUBLIC OF KARELIA) S. V. Tishkov , PhD (Economics), Researcher, Institute of Economy of the Karelian Science Centre of the RAS, Petrozavodsk, Russia Abstract. In the article the processes of formation and development of innovative economy in Russia and the Republic of Karelia are considered. Theoretical justifications for the reform of the main social and economic institutions to foster innovations, are suggested. It has been shown that interactions at the level of “government” — “science — education” — “production” among public authorities, universities, research institutes, organizations and industries are very weak, which is clearly insufficient to deliver the full innovative potential of the Karelian economy and science. The existingpublic education and training programs for managers of organizations are not spread enough, including innovative disciplines. One of the main results was that the government is the lead investor in basic scientific research, and through its policies in the field of education it has a decisive impact on science and training of scientific personnel. It has been shown that the development of scientific potential inKarelia is determinedby the fact that the main source offunding the ongoing R&D is the federal budget and weak orientation to the needs of the Republic of Karelia, and the lack of demand for innovative projects and, as a result, the lack of competitionwhich is themain engine of innovation development. Keywords: regional innovative subsystem, science and technology policy, innovation economy, investment policy, factors of innovative development, the meso-level. Введение. Некоторые элементы механизма осуществления инновационной деятельности могут быть установлены только с помощью действий, предпринимаемых в общенациональном масштабе, однако на уровне регионов имеются значительные различия в инновационных процессах, требующие использования разных подходов. В европейском регионе производственные компании инвестируют практически в десять раз больше средств в научные исследования и разработки. Все регионы обязаны участвовать в обеспечении экономического успеха нашей страны путем осуществления инноваций, но приоритетные действия правительства различны для разных регионов (последствия ассиметричного развития сети вузов и академических институтов). В европейской части России сосредоточено более 80 % инновационного потенциала. Отечественными специалистами разработан ряд концепций модернизации и совершенствования управления инновационной деятельностью экономики страны, к ним относятся: Концепция долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года; стратегия «Инновационная Россия — 2020» [1]; «Стратегия — 2020: Новая модель роста — новая социальная политика» (группа В. А. Мау и Я. И. Кузьминова) [2]; стратегия опережающего развития С. Ю. Глазьева [3]; стратегия интерактивной модернизации В. М. Полтеровича [4-6]; стратегия сбалансированной экономики и стимулирования внутреннего спроса Р. И. Нигматулина [4]; стратегия инновационно-технологического прорыва А. А. Акаева [7-8] и др. Постановка вопроса. Инновационные стратегии регионов содержат положения, способствующие развитию кластеров, включая поддержку организации научных парков и бизнес-инкубаторов. Это отправная точка для инновационного развития [9-11]. Постановка вопроса заключается в том, что инновации и инновационное развитие в XXI в. становятся стратегическим фактором экономического развития. Уровень их развития определяют темпы экономического роста, конкурентоспособность экономики и национальную безопасность. В этом аспекте нельзя не учитывать опыт развитых стран, где экономический рост начиная со второй половины ХХ в. в значительной мере обусловлен развитием инноваций. Изменившиеся взаимосвязи между наукой, инновациями и экономическим ростом, собственно, и являются одной из основных характеристик современной западной экономики, чего не скажешь о российской экономике. Инновационная система России сегодня разбалансирована: ее основные элементы — научно-техническая сфера, компании, инновационная инфраструктура — существуют изолированно друг от друга; уровень инновационной активности в промышленности значительно ниже, чем в странах ЕС; налицо нехватка инвестиционных ресурсов у предприятий, деформированная структура спроса под влиянием растущего импорта товаров и услуг, низкий уровень оплаты работников сферы НИОКР, провоцирующий рост их оттока в страны с высоким уровнем оплаты труда, а также отсутствие культуры инновационного менеджмента как в экономике в целом, так и на предприятиях. В 2014 г. в России инновационная компонента в приросте ВВП составила 1.2 %. По прогнозируемым данным на 2012-2020 гг. она будет ежегодно увеличиваться на 0.1 %, и, соответственно, в 2020 г. составит всего лишь 2-3 %. 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz