Север и рынок. 2017, N 1.
• импортозамещающая продукция обычно обходится дешевле, чем импортная, за счет отсутствия таможенных пошлин, пониженных издержек и протекционистской налоговой нагрузки; • промышленные предприятия в состоянии производить товары с учетом требований и предпочтений отечественного потребительского рынка; • создание конкурентоспособных на мировом рынке новых технологических средств; • использование фундаментальных исследований для развития НИОКР, без которых невозможно организовать производства импортозамещающей продукции; • импортозамещение должно способствовать непрерывности поставок стратегической продукции, что переводит вопрос из сферы экономической целесообразности в сферу национальной безопасности. Среди негативных моментов политики импортозамещения можно отметить то, что она имеет в своей основе догоняющий, а не опережающий, ускоренный характер развития и сама по себе не является самодостаточной и должна рассматриваться в качестве составляющих более широкой категории — промышленной политики. Политика импортозамещения для промышленного производства Севера и Арктики не должна рассматриваться в качестве долгосрочной экономической стратегии. С учетом мирового опыта и результатов научных исследований необходимо отметить, что на современном открытом рынке международной торговли импортозамещение не может являться самоцелью и осуществление политики экономической изоляции экономически не эффективно. Задачей импортозамещающей политики следует обозначить формирование системы стимулов для поддержки отечественного производства конкурентоспособной на международных рынках импортозамещающей продукции и одновременное продвижение ее на международных рынках [12]. В результате мероприятий политики импортозамещению необходимо не только заменить иностранную продукцию на подобную или аналогичную произведенную в России, но и создать конкурентоспособные на мировом рынке новые технико-технологические средства. Данная задача не может быть выполнена без проведения фундаментальных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с глубоким анализом и проработкой имеющегося отечественного и зарубежного опыта. Очевидно, что воздействие от введения санкций на экономическую деятельность промышленных предприятий Севера и Арктики существенно отличается. Так, ограничения на поставку специального геологоразведочного оборудования может привести к снижению объема геологоразведочных работ и темпов освоения минеральных ресурсов. Данное снижение было критичным и до введения санкций. Проблемы при разработке основ импортозамещения промышленного производства Севера и Арктики связаны также и с отсутствием ясного понимания и информации о существующих запросах рынков по различным видам технологий и промышленного оборудования с учетом возможностей машиностроительных заводов. В СССР этим вопросом достаточно успешно занимались специализированные органы в виде Госплана и профильных ведомств, которые были в состоянии собрать и проанализировать информацию от всех предприятий промышленного производства. В этом плане требуется разработка эффективной государственной программы политики импортозамещения промышленного производства Севера и Арктики с учетом их специфики и инновационного развития экономики. При разработке программы импортозамещения промышленного производства Севера и Арктики следует конкретизировать последовательность реализации: первое — производство товаров, которые пока не производятся, но принципиально их выпуск можно наладить; второе — это производство импортируемых товаров, аналоги которых на сегодняшний день производятся на Севере и в Арктике, но в недостаточном количестве; третье — сокращение потребления или непрямое замещение товаров, которые невозможно производить на территории Севера и Арктики. При выборе приоритетных направлений развития импортозамещения необходимо принимать во внимание как финансовые возможности их обеспечения, так и значимость отдельных технологий и оборудования для обеспечения эффективной работы промышленного производства. Следует отметить, что в перспективе промышленный и научный потенциал все же позволяет заменить практически весь спектр импортного оборудования, используемого в промышленном производстве. Для эффективной реализации промышленного и научного потенциала Севера и Арктики необходимо развитие инновационных систем регионов и предприятий. Региональные инновационные системы (РИС) обладают свойствами, обусловленными ее институциональной спецификой, и представляют собой организационно-экономический механизм и социальный 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz