Север и рынок. 2017, N 1.
В соответствии с действующим законодательством (в частности статьи 148, 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации [1]), на заработную плату работников начисляются районные коэффициенты, коэффициенты за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях, процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. При их введении районные коэффициенты были призваны компенсировать различия в стоимости жизни, имеющие место на обширной территории государства, и обеспечивали примерно равное реальное содержание заработной платы в регионах с различной стоимостью жизни и условиями воспроизводства рабочей силы. Целью введения процентных надбавок за стаж работы было привлечение и закрепление работников в указанных местностях, характеризующихся суровыми условиями проживания. В настоящее время применение данных выплат требует переосмысления. В первую очередь это связано с тем, что в отличие от предыдущего периода, когда действовали единые централизованно установленные условия оплаты труда, в настоящее время заработная плата устанавливается на рынке труда, в том числе региональном. Субъекты РФ отличаются по уровню экономического развития и отраслевой структуре экономики. В связи с этим размеры средней заработной платы в некоторых субъектах РФ (например, в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях), в которых не установлены районные коэффициенты и процентные надбавки, превышают размеры средней заработной платы в субъектах РФ, где они применяются. Кроме того, в тех субъектах РФ, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки, зачастую фактически искусственно занижается доля тарифной части1. Второе обстоятельство, вызывающее вопросы о целесообразности сохранения действующего порядка осуществления рассматриваемых выплат, связано с тем, что в 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 133.1 «Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации», которая предусматривает возможность субъектов РФ по заключению региональных соглашений о минимальной заработной плате, содержащих более высокие гарантии для работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета), чем гарантии, установленные на федеральном уровне. При этом ориентиром при определении размера минимальной заработной платы является величина прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. Следовательно, при установлении минимальной заработной платы (которая должна являться основой всей системы оплаты труда) на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ региональные различия в стоимости жизни оказываются уже учтенными. В условиях рассмотрения проектов по установлению федерального минимального размера оплаты труда в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ данная ситуация становится еще более актуальной. Практика установления доли тарифной части заработной платы с учетом ряда постоянных доплат и надбавок, характерная для некоторых рассмотренных отраслевых соглашений, в целом отвечает зарубежным подходам к данному вопросу. Как показывает анализ статистических данных о заработной плате в странах Европейского союза, в структуре заработной платы непосредственно доля тарифных ставок (окладов, должностных окладов) не выделяется (это можно объяснить тем, что в рыночной экономике заработная плата работника не делится на гарантированную и негарантированную части). Как отмечают ученые, в странах с развитой рыночной экономикой удельный вес тарифной части заработной платы составляет не менее 90 % [12, с. 115, 176; 13], при этом увязка ставки заработной платы с индивидуальными 1 Например, в Отраслевом тарифном соглашении по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности Российской Федерации на 2016-2018 годы, а также в Отраслевом тарифном соглашении по организациям нефтеперерабатывающей отрасли промышленности и системы нефтепродуктообеспечения Российской Федерации на 2016-2018 годы указано, что «Минимальный размер тарифной ставки (оклада) рабочих 1-го разряда, занятых в нормальных условиях труда ... (минимальная тарифная ставка рабочих 1-го разряда, занятых в нормальных условиях труда в аналогичных организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями к заработной плате), устанавливается в размере не менее 1.2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации». 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz