Север и рынок. 2016, N 4.

сопоставление данных табл. 7 и 9 показывает, что в наиболее «слабых» регионах — Республике Карелия и Камчатском крае — отток населения не очень велик (за 5 лет соответственно 0.7 и 2.1 %). В «середняках» (Республике Коми, Магаданской и Мурманской областях) он значительно выше — 5.8, 7.0 и 4.7 %. Требуется серьезный факторный анализ, позволяющий выделить другие движущие силы, который невозможно осуществить в рамках одной статьи. Например, в Камчатском крае сдерживающим условием может выступать низкая транспортная доступность, а в регионах с высоким уровнем миграции требуется анализ социальной инфраструктуры, условий труда и т . п. Таблица 9 Миграционные процессы на Севере Субъект РФ Миграции по годам, чел. Всего за пять лет 2010 2011 2012 2013 2014 чел. % к общей численности Республика Карелия -1031 -1147 -972 -798 -440 -43988 -0.7 Республика Коми -8630 -10033 -10786 -10534 -9303 -49286 -5.8 Республика Саха (Якутия) -7126 -9809 -8359 -9130 -6708 -41132 -4.0 Республика Тыва -1751 -3860 -3682 -3411 -2486 -15190 -4.8 Камчатский край -481 -1631 -58 -1203 -3122 -6495 -2.1 Архангельская область -7956 -9347 -10244 -9848 -7721 -45079 -3.8 Магаданская область -1889 -1835 -2106 -2143 -2277 -10250 -7.0 Мурманская область -6713 -6072 -7925 -10017 -4998 -35725 -4.7 Сахалинская область -3124 -180 -1516 -2189 -2911 -9920 -2.0 Ненецкий АО -130 +135 +50 -12 6 49 0.1 Чукотский АО -853 +515 -336 -354 -154 -1182 -2.4 Ханты-Мансийский АО +3745 +8779 +4999 -4478 -2537 10508 0.7 Ямало-Ненецкий АО -4953 +6249 -1127 -8124 -6068 -14023 -2.6 Всего по районам Севера -40855 -28236 -42062 -62241 -48719 -222113 2.8 Российская Федерация +158079 +320100 +294930 304211 299983 1377303 0.9 Требует дальнейшего развития и модернизации и сама система гарантийных выплат. В этом аспекте заслуживает внимания длительное время применяемая на Севере Канады система, которая предусматривает аддитивный учет при установлении размера надбавки десяти факторов: шести природно-климатических (широта места, средние зимние и летние температуры, промерзание почвы, количество осадков, растительность) и четырех экономических (состояние наземного транспорта, регулярность воздушных сообщений, численность и плотность жителей на территории и хозяйственная диверсификация). Соответственно, выделено шесть природных зон (надбавка от 300 до 1500 канадских долл.) и четыре по стоимости жизни. Частные компании сами регулируют размер оплаты труда, но они тоже вынуждены учитывать государственные схемы, особенно по одинаковым и конкурирующим должностям и специальностям. Частные компании, ведущие освоение северных месторождений в Канаде и на Аляске, придерживаются дифференцированного подхода при определении методов привлечения различных категорий работников. При этом выделяют, как правило, две крупные группы: семейные, квалифицированные работники, приехавшие на Север на достаточно длительный срок, и малоквалифицированные, как правило молодые, рабочие, приехавшие на заведомо небольшой срок. Надбавки к заработной плате первой категории составляют от 40 до 70 %, на их закрепление ориентированы и меры по улучшению жилищных и культурно-бытовых условий. Государственная программа поддержки жилищного строительства на Аляске предусматривает льготные ссуды в размере 75 % стоимости строительства сроком на 25 лет. Конечно, простой перенос тех или иных положений в российские условия вряд ли даст положительный результат. Что можно заимствовать из рассмотренного канадского опыта, так это увеличение количества учитываемых факторов и повышение «точечности» их применения. Это особенно важно в условии небольших поселений, в том числе созданных для обеспечения монопродуктовых производств и специальных объектов. Основным же результатом данного исследования можно считать то, что в нем показана высокая внутриструктурная дифференциация российского Севера по самым различным направлениям, и в рамках этих направлений проведена типология регионов. Обосновано, что компенсационно-экономический механизм жизнедеятельности населения на этих территориях не в полной мере соответствует меняющимся условиям хозяйствования и требует модернизации. 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz