Север и рынок. 2016, N 4.
Учитывая, что часть регионов включает обе структурные группы, для дальнейшего анализа целесообразно рассчитать «средневзвешенные» величины гарантийных выплат. При этом «взвешивание» осуществляется по доле населения, получающей соответствующие коэффициенты и надбавки, т. е. расчетный коэффициент будет определяться по формуле: РКрасч. = РКкс XДкс+ РКпр XДПр, (1) где РКкс и РКпр — коэффициенты в районах Крайнего Севера и приравненных местностях; Дкс и Дпр— доли населения соответственно. В таблице 6 приведен (графа 6) суммарный «средневзвешенный» размер гарантийных районных выплат по северным субъектам РФ в сопоставлении с дифференциацией средней заработной платы. Что касается показателей величины прожиточного минимума, то их сравнение не проводится, поскольку корреляция здесь логически маловероятна. Они будут применяться в дальнейшем анализе. Как и можно было ожидать, отмечаются достаточно широкие колебания зарплаты северных регионов по отношению к базовому субъекту (Ивановской области). Раньше наши сравнения осуществлялись к средним по стране показателям, но для углубленного анализа это было сочтено некорректным, поскольку такая средняя заработная плата уже включает различные надбавки и коэффициенты. Поэтому был выбран регион, который является «единичным» в рамках межбюджетных отношений, т. е. его показатель нормативно признан средним по стране. Таблица 6 Структура базовых показателей удорожания по районам Севера 2014 г. Субъект РФ Средняя заработная плата Величина прожиточного минимума трудоспособного населения Суммарный% районных выплат тыс. руб. % к базовому региону тыс. руб. % к базовому региону Республика Карелия 29371 1.42 10524 1.18 85 Республика Коми 40222 1.95 11525 1.31 95 Республика Саха (Якутия) 51111 2.48 14183 1.60 140 Республика Тыва 27507 1.33 8971 1.01 91 Камчатский край 53167 2.58 16369 1.84 140 Архангельская область 33125 1.60 12158 1.37 80 Магаданская область 62152 3.01 16166 1.82 150 Мурманская область 43378 2.10 12164 1.37 120 Сахалинская область 54896 2.66 12875 1.45 95 Ненецкий АО 65816 3.19 17307 1.95 130 Чукотский АО 76285 3.70 14107 1.59 200 Ханты-Мансийский АО 57976 2.81 12650 1.42 80 Ямало-Ненецкий АО 74489 3.61 14774 1.66 130 Ивановская область 20592 1.00 8851 1.00 - Российская Федерация 32495 1.57 8885 1.01 - Из графы 3 таблицы 6 видны большие отклонения «зарплатных» индексов: от 1.3—1.4 (республики Карелия и Тыва) до 3.6—3.7 (Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа). Поэтому для аналитических сравнений было признано целесообразным сопоставить эти отклонения с дифференциацией суммарных северных районных выплат, что позволило с определенной долей условности выделить три типологические группы: депрессивные территории, где отклонения заработной платы существенно ниже установленных районных выплат (республики Карелия и Тыва); территории со средними показателями — районные отклонения примерно соответствуют установленным выплатам (республики Коми и Саха (Якутия), Камчатский край, Архангельская и Мурманская области); территории с существенным превышением — отклонения значительно (на 50 и более %) опережают нормативные величины (Магаданская и Сахалинская область, все четыре автономных округа). 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz