Север и рынок. 2016, N 4.

район — это административно-хозяйственная единица, включающая определенную территорию с несколькими поселениями (городскими и сельскими) и межселенные территории [14, 15]. Эти два вида образований выделены в административно-территориальном делении как наиболее крупные и важные, имеющие собственные бюджеты и осуществляющие установленные функции в сфере образования, здравоохранения, культуры, коммунального хозяйства и т. п. Численность населения таких муниципалитетов составляет десятки, а нередко и сотни тысяч человек, в том числе и в северных регионах, например городские округа Архангельск, Мурманск, Братск, Норильск и др., а территория отдельных муниципальных образований (Таймырский — 880 тыс. кв. км., Эвенкийский — 763 тыс. кв. км и др.) превышает площадь практически любого субъекта Российской Федерации в ее Европейской части. Анализ данных табл. 3 и 4 показал, что в рамках внутриструктурного анализа достаточно сложно выделить типологические признаки. Представляется, что чем севернее расположены муниципалитеты и чем сложнее природно-климатические условия жизнедеятельности, тем более высоким должен быть уровень локализации населения (его сосредоточения в городских округах). Однако, если взять даже арктические регионы, такой тенденции мы не наблюдаем: если в Мурманской области городских округов в два раза больше, чем муниципальных районов, то в Чукотском и Ямало-Ненецком автономном округах их количество практически одинаково. Примерно также характеризуется административное положение в северных субъектах РФ: в республиках Карелия и Саха (Якутия) доминируют муниципальные районы, а в Магаданской и Сахалинской областях — городские округа. Поэтому определенные выводы представляется возможным сделать только в отношении крупных структурных образований, показанных в табл. 3 и 4: • в административно-территориальном делении в регионах, полностью относящихся к Северу, в целом преобладают городские округа (т. е. повышенный уровень концентрации населения), составляющие около 40 % от общего числа муниципальных образований (в среднем по Российской Федерации 22 %). • в прочих субъектах РФ, имеющих в своем составе северные территории, отмечается противоположная структура — городские округа составляют менее 15 % от общего числа муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов). Государственное регулирование организационно-экономических условий хозяйственной деятельности на Севере в значительной мере реализуется через систему гарантий и компенсаций. Важнейшими ее звеньями являются районные коэффициенты и стажевые надбавки. Они влияют на такие важнейшие процессы, как заработная плата (соответственно и издержки производства), реальные доходы населения, миграционные процессы и т. п. При этом коэффициенты выполняют функцию «компенсаторов» местного (районного) удорожания предметов первой необходимости, входящих в прожиточный минимум или минимальный потребительский бюджет. Таблица 2 Основные географические характеристики субъектов РФ, включающих районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности [4, 5] Субъект РФ Площадь, тыс. км Население, тыс. чел. Плотность населения всего в том числе всего в том числе всего чел/км2 в том числе Крайний Север при­ равненные Крайний Север при­ равненные Крайний Север при­ равненные Иркутская область 774.8 139.0 354.0 2415.0 3.5 469.7 3.11 0.03 1.33 Приморский край 164.7 - 61.3 1933.1 - 73.3 11.73 - 1.20 Красноярский край 2367.0 1905.8 213.2 2859.2 285.4 184.4 1.21 0.14 0.86 Томская область 314.4 - 267.8 1075.0 - 193.5 3.41 - 0.72 Хабаровский край 787.6 326.7 349.5 1338.3 9.0 466.9 1.69 0.03 1.33 Всего 4408.5 2371.5 1245.8 9611.6 297.9 1387.8 2.18 0.12 1.11 % к итогу 100.0 53.7 28.2 100.0 3.0 14.4 - - - 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz