Север и рынок. 2016, N 4.

Для того чтобы в дальнейшем сократить применяемые названия, в тех случаях, когда речь идет об объединенных характеристиках для Крайнего Севера и приравненных местностей, будет применяться термин «Север». Отметим сразу, что приравненные местности имеются в Читинской области и Пермском крае, но в силу их незначительности в табл. 2 они не были включены. Как видно из этой же таблицы, северные территории составляют в Красноярском крае почти 90 % площади, в Хабаровском крае и Томской области 85 % и в Иркутской области более 60 %. По численности населения показатели значительно скромнее, и даже в «лидере», Хабаровском крае, составляют 35 % от общей величины. В целом же, как следует из двух рассматриваемых таблиц, положение с основными характеристиками достаточно «пестрое» [3-5]. Поэтому будем обращаться главным образом к такому показателю, как плотность населения. Как следует из табл. 1, с определенной долей условности по этой характеристике для регионов, полностью отнесенных к Северу, можно выделить следующие группы: с высокой плотностью населения (более 5 чел. на кв. км) — Мурманская и Сахалинская области; со средней плотностью населения (от 1 до 5 чел.) — республики Карелия, Коми и Тыва, Архангельская область и Ханты-Мансийский АО; с низкой плотностью (менее 1 чел.) — Республика Саха, Камчатский край, Магаданская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа. В субъектах РФ с «частичным» Севером ко второй группе относится только Приморский край, а все остальные регионы — к третьей. Можно отметить достаточно высокую дифференциацию и по территориям Крайнего Севера, где в целом плотность значительно ниже, чем в приравненных местностях, за исключением Мурманской области, которую в этой структурной позиции следует считать «некатегорийной». В целом для Крайнего Севера можно предложить следующие типологические группы: с высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв. км.) — республики Карелия и Коми, Архангельская, Мурманская (более 5 чел.) и Сахалинская области; со средней плотностью (от 0.1 до 1 чел.) — республики Саха (Якутия) и Тыва, Камчатский и Красноярский край, Магаданская область, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа; с низкой плотностью населения (менее 0.1 чел. на кв. км) — Хабаровский край, Иркутская область и Чукотский автономный округ. Обращает на себя внимание также условность современного состояния такого структурного образования, как Арктическая зона РФ. Ранее уже отмечалась ее экономическая неоднородность [6-9] и некоторые природно-климатические и географические проблемы выделения [10-13]. С включением в ее состав в 2015 г. еще и основных территорий Архангельской области она не только увеличилась по населению в полтора раза, но и потеряла ряд географических характеристик, например, такую как расположение (хотя бы в основной своей части) за полярным кругом (66.56 ° к северу от экватора). На зарубежном Севере также большими показателями отличаются соответствующие провинции европейских стран. В Норвегии, например, это Финнмарк (плотность населения 1.5 чел. на кв. км.), Тромс (6.2 чел.) и Нурланд (9.3 чел.). Для сравнения: этот показатель в штате Аляска 0.4 чел., а в провинциях Канады Северо-Западные территории и Нунавут — 0.04 и 0.02 соответственно. В Российской Федерации такая низкая плотность отмечается только в Чукотском автономном округе и на Крайнем Севере Хабаровского края и Иркутской области. Необходимо уточнить, что подразумевается под структуризацией и типологией в данной статье. Структурными образованиями (структурами) считаются районы Крайнего Севера, а также приравненные к ним местности. Кроме того, как уже отмечалось выше, вводится понятие «объединенной структуры» Севера. Что касается типологий, то речь идет о попытках выделить по отдельным признакам типичные группы и по ним объединить (сгруппировать) регионы, отнесенные к Северу. Кроме того, при анализе иногда не удается выделить такие группы — тогда речь идет именно о структурных особенностях территориальных образований (особенностях в рамках выделенных структур). Теперь рассмотрим административно-территориальное деление северных субъектов страны с выделением основных видов муниципальных образований — городских округов и муниципальных районов, обладающих главными расходными полномочиями управленческих структур «негосударственного» уровня. Их статус определен федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому городским округом является соответствующее поселение, которое не входит в состав района и органы самоуправления которого осуществляют права по исполнению полномочий как поселения, так и муниципального района. Соответственно, муниципальный 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz