Север и рынок. 2016, N 4.

Северные территории играют особую роль в национальной экономической системе: достаточно сказать, что если глобальный Север охватывает менее 10 % общей территории планеты, то у нас они составляют более 60 % территории. Аналогичные оценки существуют в отношении населения: в мировом масштабе оно не достигает и половины процента, а у нас приближается к десяти [1, 2]. Поэтому любой вариант дальнейшего развития экономики страны должен учитывать, что северные пространства представляют стратегический ресурс, который необходимо использовать эффективно и бережно, особенно с учетом того, что с позиций устойчивого развития здесь сосредоточено более 75 % минерально-сырьевых ресурсов. Очевидно, что сохранение экспортно-импортной ориентации экономики России является определенной угрозой. Однако это положение не следует и драматизировать: природные богатства являются одним из наших главных преимуществ. Просто нужно повышать технико-технологический уровень добывающего сектора на основе отечественных машиностроительных комплексов, в том числе в процессе импортозамещения. Одновременно это будет служить основой для снижения неравномерности и сближения уровня экономического развития северных регионов. При относительно высокой инвестиционной привлекательности, обусловленной ресурсным потенциалом, модернизация экономики северных регионов осуществляется низкими темпами. Эти регионы за годы реформ утратили значительную часть воспроизводственного капитала, в первую очередь человеческого: с 1990 по 2010 гг. северные территории покинуло более 2 млн чел., т. е. почти 20 % от общей численности населения. Можно отметить, что на зарубежном Севере наблюдаются противоположные тенденции: население штата Аляска за этот же период выросло почти на 30 %, а его экономический центр, г. Анкоридж, по численности догнал г. Мурманск, хотя еще в 1990 г. отставал практически в 2 раза. Необходимо постоянно иметь в фокусе внимания, что процессы освоения Севера, хозяйственной деятельности и проживания людей осуществляются в конкретных территориальных образованиях: краях, областях, районах, округах и т. п. Все они имеют свои интересы, часто противоречивые и только в отдельных случаях совпадающие с интересами центральных органов власти. В этом аспекте представляется достаточно интересным и важным изучение дееспособности системы государственных северных гарантий на современном этапе. Однако на начальном этапе рассмотрим основные географические характеристики с позиций отнесения к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Для этого выделены две структурные группы (табл. 1): • субъекты Российской Федерации, территории которой полностью отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям; • субъекты РФ, включающие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Таблица 1 Основные географические характеристики субъектов РФ, полностью отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям [3, 4] Субъект РФ Площадь, тыс. км Население, тыс. чел. Плотность населения всего в том числе всего в том числе общая в том числе Крайний Север при­ равненные Крайний Север при­ равненные Крайний Север при­ равненные Республика Карелия 180.5 60.6 119.9 629.9 82.9 547.0 3.48 1.36 4.56 Республика Коми 417.0 174.7 242.3 856.8 251.9 604.9 2.05 1.44 2.49 Республика Саха (Якутия) 3083.0 3083.0 - 959.7 959.7 - 0.31 0.31 - Республика Тыва 168.6 50.2 118.4 315.6 14.1 301.5 1.87 0.28 2.54 Камчатский край 464.3 464.3 - 316.1 316.1 - 0.68 0.68 - Архангельская область 590.1 207.9 382.2 1174.0 229.1 944.9 1.98 1.10 2.47 Магаданская область 462.5 462.5 - 146.3 146.3 - 0.31 0.31 - Мурманская область 144.9 144.9 - 762.2 762.2 - 5.26 5.26 - Сахалинская область 87.1 36.6 50.5 487.3 53.6 433.7 5.59 1.46 8.58 Ненецкий АО 176.8 176.8 - 43.8 43.8 - 0.24 0.24 - Чукотский АО 721.5 721.5 - 50.2 50.2 - 0.06 0.06 - Ханты-Мансийский АО 534.8 - - 1627.0 - - 3.04 - 3.04 Ямало-Ненецкий АО 769.3 769.3 - 534.1 534.1 - 0.69 0.69 - Всего 7800.4 6352.3 1448.1 7903.0 3444.0 4459.0 1.01 0.54 3.07 Российская Федерация 17125 - - 146545 - - 8.56 - - 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz