Север и рынок. 2016, N 4.
характеристик несанкционированных свалок, включая оценку их экологической опасности, а также сделаны предложения по наименее затратным способам ликвидации большинства небольших по объему свалок исторически накопленных отходов и оценка стоимости работ. К сожалению, приходится констатировать, что работы по выявлению объектов «исторически накопленного ущерба», которые массово проводились по всей стране, имели кампанейский характер. Объекты выявили, нанесли на карту, а для их ликвидации и предупреждения возникновения вновь почти ничего не было сделано. В целом многолетний опыт работы с региональными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды мотивировал нас к исследованию проблемы эффективности их деятельности для достижения конечных целевых показателей, а именно удовлетворения экологических потребностей населения региона и рационального использования природных ресурсов, находящихся в его собственности. Нельзя не отметить сотрудничество с зарубежными научными организациями, которое возникло и получило широкое развитие только после образования Баренцева/Евроарктического региона (БЕАР). Поэтому нашими партнерами в основном являются представители норвежских, финских и шведских институтов, хотя уже два года мы поддерживаем также научные связи с Университетом имени Адама Мицкевича в польском городе Познань и уже принимали участие в двух его международных конференциях. Анализ направлений деятельности БЕАР за последние 23 года показал, что экологическое направление является одним из основных, что обусловлено, прежде всего, стремлением северных стран обезопасить себя от экологических угроз со стороны соседа — России [21-23]. Поэтому наиболее крупной совместно финансируемой программой сегодня является проект по ликвидации так называемых «горячих точек», курируемый на уровне министров иностранных дел стран -членов Баренцева региона. За историю существования БЕАР его зарубежным членам стало ясно, что их средства недостаточны для какой-либо существенной экологической модернизации гигантских горно-металлургических и горнопромышленных производств, расположенных, в частности, на территории Мурманской области. Решение природоохранных и экологических проблем в российской части БЕАР возможно только в результате активизации российской экологической политики на всех уровнях управления, прежде всего путем создания стимулов для частного бизнеса. Важную роль в изменении государственной экологической политики могут и должны сыграть наука, общественные организации и гражданское общество в целом. Поэтому в последние годы темы грантов зарубежных институтов направлены на изучение потребностей и мнений ключевых групп населения по различным актуальным проблемам управления природопользованием, например возможности обеспечения устойчивого развития в районах деятельности горнопромышленных производств, политика государства и муниципалитетов по адаптации к изменениям климата и др. Оценивая международное сотрудничество с научными институтами БЕАР, можно сделать вывод, что, несмотря на их ориентацию на выполнение некой просветительской миссионерской деятельности в области западной демократии, оно является полезным для нас, например, позволяет с наименьшими затратами сил и времени ознакомиться с достижениями и прогрессивными тенденциями в зарубежной науке. Также значительную пользу приносит освоение применения новых для нас методов исследования, которые широко используются у соседей. Например, в рамках международного проекта «Мероприятия по адаптации к меняющейся Арктике», инициированного Программой арктического мониторинга и оценки (АМАР) Арктического Совета, мы впервые освоили методику проведения форсайт-семинара, разработанную Стокгольмским институтом окружающей среды. Нам представляется правильным, когда научные организации, занимающиеся эколого-экономическими исследованиями, сотрудничают с экологическими общественными организациями района и области. Мы традиционно поддерживаем рабочие и дружеские связи с Кольским экологическим центром в г. Апатиты (Е. Н. Кругликова, Ю. Н. Иванов), с Кольским филиалом Центра охраны дикой природы (В. Н. Петров, О. В. Петрова). Например, в этом году по инициативе Кольского экологического центра мы совместно разрабатываем брошюру о зеленых рабочих местах, которые можно организовать в нашем регионе. Мы считаем политически правильным включение региональных экологических общественных организаций в категорию «социально значимых» и оказание финансовой поддержки инициируемым ими проектам из средств местных и региональных бюджетов. Как показывает анализ деятельности экологических общественных организаций в Мурманской области, они быстрее реагируют на экологические потребности населения и иногда лучше отражают его экологические интересы, чем органы власти. Постоянно растет роль экологических организаций в экологическом просвещении молодежи и, что очень важно, путем вовлечения ее для участия в конкретных природоохранных проектах. Однако в настоящее время отношения между экологическими организациями и властью больше 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz