Север и рынок. 2016, N 4.

нами впервые, и, нужно сказать, такие темы редко пользуются популярностью в том числе и потому, что трудно получить у чиновников ответ на вопрос, почему их деятельность часто низко продуктивна, бесцельна или малоэффективна. Предпосылками для выбора темы послужило несколько причин: длительное отсутствие прогресса в экологической обстановке северных регионов РФ, новые функции региональных органов власти в связи с образованием Арктического макрорегиона и реализацией государственной реформы экологического нормирования, дефицит регионального бюджета. В рамках этого исследования в 2014 г. мы провели опрос 8 региональных и федеральных органов власти на тему о применении ими на практике методов «управления, нацеленного на результат», обучение которым было профинансировано из бюджета Мурманской области в ходе реформы государственного управления. В этом году в нашем плане изучение экономической или бюджетной эффективности экологического управления в субъекте Федерации и проблема ее оценки измеримыми показателями. Наш Институт не остался в стороне от актуальной темы научного обеспечения реализации стратегии и государственной программы социально-экономического развития Арктической зоны России. В феврале 2016 г. Отделом экономики природопользования (руководитель — Ф. Д. Ларичкин) совместно с Общественной палатой Мурманской области был организован круглый стол на тему «Социально-экономическое развитие Арктической зоны России в период мировой экономической неопределенности», участниками которого были депутаты Мурманской областной думы, ученые из разных институтов Кольского научного центра, представители университетов области, администрации города Апатиты и экологических организаций района. На мероприятии между представителями науки, органов власти и гражданского общества получился не только обмен информацией, но и мнениями, в том числе в форме дискуссии, по наиболее актуальным проблемам арктической повестки. По нашему мнению, вовлеченность всех слоев общества в реализацию грандиозной по масштабам и сложности государственной программы экономического возрождения Арктики является одним из факторов успеха. Наша ниша в этих исследованиях определена заявленным в стратегических документах по развитию Арктической зоны РФ экологическим приоритетом социально-экономического возрождения Арктики и наблюдаемым сегодня природоразрушающим характером хозяйственной деятельности в ней. Нами проводятся исследования по проблеме формирования механизма управления природопользованием в Арктическом регионе и создания особого экономического механизма природопользования в его опорных зонах с учетом особенностей старопромышленных районов Европейского Севера России. Также мы принимаем участие в обосновании Национального стандарта экологической безопасности Арктики, инициатором разработки которого является межрегиональная общественная организация «Ассоциация полярников» (АСПОЛ). В этом году мы стали участниками международного проекта по еще одной животрепещущей экологической проблеме Арктики — проблеме загрязнения арктических морей и побережья пластиковыми отходами. Нашими коллегами являются норвежский Институт морских исследований, Норвежский полярный институт, Северный исследовательский институт и Арктический университет Норвегии. Наши задачи заключаются в определении прямого экономического ущерба рыболовным судам от этого загрязнения и в проведении анализа эффективности национального законодательства в аспекте предупреждения и ликвидации этого загрязнения. Проблема утилизации отходов производства и потребления в северных районах для нас не нова. Еще в 2008 г. по заданию регионального министерства природных ресурсов и окружающей среды был выполнен всесторонний анализ этой проблемы в разрезе муниципальных районов Мурманской области. Кстати, была доказана экономическая нецелесообразность строительства мусороперерабатывающего комплекса в окрестностях г. Мурманска, так как для его эффективной работы просто не будет хватать отходов, а их сбор будет обходиться слишком дорого. Кроме того, рассортированные отходы некуда будет сбывать. Однако дорогостоящий проект строительства полигона и мусороперерабатывающего комплекса при нем был одобрен правительством области, хотя его реализация, как всегда, задерживается. Одной из сторон проблемы отходов производства и потребления является проблема так называемого «накопленного экологического ущерба», т. е. тех же отходов, которые не утилизируется уже много лет, некоторые из них уже стали «безхозными», т. е. непонятно, кто их произвел и кого призвать к работе по очищению территории. Совместно с АО «Кольский геологический информационно-лабораторный центр» (КГИЛЦ) по заданию региональных властей нами была выполнена работа по определению количества, местоположения, 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz