Север и рынок. 2016, N 4.

в своих корпоративных отчетах публикуют данные о выбросах и сбросах загрязняющих веществ, в том числе по региональным филиалам, но почти не раскрывают эту информацию АО «Апатит» и АО «СЗФК». Показатели платежей за загрязнение окружающей среды, ресурсных налогов, а также отчеты о выполнении планов капитального строительства и модернизации природоохранных объектов у всех предприятий остаются тайной за семью замками. Прежде всего, это связано с тем, что показатели действующей системы платного природопользования, например показатели «временно согласованных выбросов/сбросов загрязняющих веществ», позволяют оценить степень экологизации производства и ее поступательный характер или его отсутствие. Внедрение платного природопользования осуществлялось в первые годы реформирования экономики страны, и окончательно в практику управления экологические платежи и ресурсные налоги были введены в 1994 г. Наиболее значительной нашей работой в этот период было обоснование региональных ставок платежей и налогов за различные виды природных ресурсов и загрязнение разных природных сред, которое мы проводили по заказу и совместно с региональными органами управления природопользованием. Однако результаты этой большой работы остались без применения, так как федеральный орган управления законодательно закрепил эти полномочия за собой. Внедрение экономических методов управления природопользованием и охраной окружающей среды, с которым наша страна отстала от стран Евросоюза на 10 лет, было осуществлено на методической базе, разработанной при плановой экономике. Для предприятий горнопромышленного комплекса, уход с рынка для которых кроме как путем ликвидации был невозможен, внедрение ресурсных налогов и экологических платежей стало фактически принудительным и не соответствовало сути «экономических методов управления», т. е. добровольному принятию условий. Предприятия впервые за время своего функционирования стали обязаны платить за использование природных ресурсов и за загрязнение окружающей среды, да еще и осуществлять природоохранную деятельность за собственные средства. Поэтому действующая государственная система экологического нормирования и стимулирования способствовала уклонению ресурсных компаний от экологизации производства и была построена так, чтобы они при этом не нарушали природоохранного законодательства. Обоснование необходимости реформы экологического управления составляло содержание наших исследований в течение всех последних лет, включая анализ последствий реформы государственного экологического управления, которая все-таки была инициирована федеральным регулятором в 2006 г. В частности, нами были выполнены расчеты величины платежей для АО «Ковдорский ГОК» при условии введения новой системы стимулирования природоохранной деятельности и составлен план действий с целью избежания резкого увеличения расходов предприятия [17]. В 2014 г. были, наконец, приняты поправки в федеральный закон «Об охране окружающей среды», которые законодательно закрепили осуществление кардинальных изменений в системе экологического нормирования и стимулирования [18]. Суть реформы — переход на новые нормативы, которые не позволяют имитировать природоохранную деятельность и одновременно являются наилучшими показателями для оценки эффективности государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Следует признать, что реализация реформы еще не обеспечена научно обоснованными методическими рекомендациями, многие ее меры спорны или не учитывают интересы государства и частного бизнеса. Например, до сих пор нет ответа на вопрос, на каком этапе жизненного цикла горнопромышленное предприятие должно переходить на наилучшие доступные технологии. Концепция устойчивого развития отрицает традиционную модель экономического роста и положение о том, что его ограничивают затраты на экологизацию производств. Это подтверждается широким развитием добровольной системы экологического менеджмента, который был внедрен во всех крупнейших ресурсных компаниях. Исследование постоянно развивающейся системы экологического менеджмента, ее достоинств и недостатков, а также путей усиления ее взаимодействия с системой государственного экологического управления, является одним из направлений наших исследований, актуальность которого не уменьшается в связи с ростом социальной ответственности предприятий [19, 20]. Последняя плановая тема наших исследований — «Комплексная оценка природно-ресурсного потенциала Севера и Арктики и разработка стратегических направлений конкурентоспособного экологосбалансированного его использования в условиях глобализации». Целью нашей работы, которая завершится в 2018 г., является совершенствование государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в северном субъекте Федерации. Тема изучается 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz