Север и рынок. 2016, N 4.

конкуренцию традиционным морским трассам как по стоимости перевозок, так и по срокам транспортного сообщения. Выявлены факторы, влияющие на грузопотоки единой Арктической транспортной системы. Обоснована необходимость инновационной модернизации портовой деятельности. Сформулированы основные стратегические задачи обеспечения рынка транспортных услуг АЗРФ. Сформулированы теоретические подходы модернизации системы подготовки и переподготовки управленческих кадров как важнейшего фактора разработки основ программно-целевого управления комплексным развитием АЗРФ. Установлено отсутствие зависимости между значениями интегральных показателей региональных инновационных систем и социально-экономического развития территорий АЗРФ. 2015-2016 годы. Проект РГНФ № 15-02-00540 «Теоретические основы и механизм согласования государственной, региональной и корпоративной инновационной политики в Арктике», в рамках выполнения которого разработаны методические подходы к согласованию национальных, региональных и корпоративных интересов, связанные с инновационным развитием. Выявлены важнейшие стимулы на пути инновационного развития регионов Арктики. Выполнен анализ особенностей инновационности деятельности основных ресурсных корпораций Арктики, выявлены направления и возможности снижения издержек в местах их формирования. Проведены исследования особенностей организации промышленного сервиса для эффективного функционирования арктических корпораций. Показано, что передача на промышленный аутсорсинг неосновных и непрофильных бизнес-процессов повышает эффективность функционирования корпораций. 2015-2017 годы. Проект РФФИ № 15-06-06827 «Научные основы комплексного инновационного промышленного развития регионов Арктики минерально-сырьевой направленности», в рамках выполнения которого исследованы теоретические основы современной индустриализации и обоснованы основные факторы, препятствующие модернизации промышленности Арктики. Определены возможности и ограничения инновационной индустриализации. Проведена оценка геополитических факторов, определяющих необходимость индустриализации ресурсных отраслей экономики Арктики. Рассмотрены проблемы, связанные с созданием и развитием региональной инновационной системы и ее инфраструктуры в качестве инструментария модернизации промышленности Арктики. Рассмотрены теоретико-методологические подходы к исследованию процесса технологической трансформации экономики Арктики минерально-сырьевой направленности. Проведена оценка финансово-экономической и инновационной деятельности предприятий Арктики минерально-сырьевой направленности. Исследованы региональные диспропорции индустриального развития Арктики. Институтом с 2003 г. по настоящее время выполняется комплекс работ по различным программам фундаментальных исследований Президиума РАН. Основные результаты по разделам программ, касающиеся проблематики инновационного развития экономики Севера и Арктики, приведены ниже. По программе «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов (содержательные, экономические и институциональные аспекты)» 2003 год. Раздел «Анализ и перспективы разработки и развития технологий добычи и извлечения основных видов стратегического минерального сырья, в том числе редкоземельных металлов». Сформулированы перспективы разработки и развития технологий добычи и извлечения основных видов стратегического минерального сырья. Определено, что для поддержания геополитического статуса России необходимо обеспечение технологической безопасности, что подразумевает самообеспечение стратегическим минеральным сырьем (СМС), имеющим критическое значение для технологического прогресса в обороне и конкурентоспособных областях индустрии. Разработана концепция национального резерва СМС, базирующегося на ресурсном и инновационном потенциале Мурманской области и основы инновационной реструктуризации индустриального комплекса. 2004 год . Раздел «Анализ и перспективы разработки и развития технологий добычи и извлечения редкоземельных металлов». Впервые выполнен анализ ситуации в отрасли добычи и производства стратегического минерального сырья в России и рассмотрены возможности создания национального резерва этого сырья в Мурманской области. Предложена классификация СМС по степени развитости минеральной базы. Показано, что Мурманская область располагает достаточным потенциалом для организации на ее территории одного из федеральных центров государственного резерва СМС. 2005 год. Раздел «Организационно-экономические проблемы технологического развития экономики Севера». Разработаны организационно-экономические условия технологического развития экономики Севера. Определено, что технологическая структура экономики северных регионов не отвечает требованиям устойчивого развития. Сформулированы направления создания 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz