Север и рынок. 2016, N 4.

особенностей. Разработан методический подход к сравнительной оценке уровня инновационности развития промышленности. Предложен организационно-функциональный метод реализации стратегии энергосбережения в промышленности, характеризующийся наличием федерального, регионального и муниципального взаимосвязанных уровней управления энергосбережением, а также научно-обоснованная структура региональной стратегии энергосбережения с учетом необходимости ее интеграции в комплексные стратегии социально-экономического развития региона. Предложены методические основы управления конкурентоспособностью в промышленных комплексах. Разработаны принципы системы стратегического управления инновационным развитием. 2013-2017 годы. Тема «Разработка научных основ модернизации промышленного развития Севера и Арктики России» № 3-13-6001. Разработана методология идентификации и анализа макроэкономических рисков, связанных с инновационной деятельностью Севера и Арктики. На основе применения аппарата регрессионного моделирования производственных функций для северных регионов установлено, что относительно низкая инновационная активность северных регионов объясняется не слабой мотивацией или недостаточной склонностью к инновациям, а относительной дороговизной ресурсов (в том числе интеллектуальных), делающей нерентабельным развитие инфраструктурных проектов, обслуживающих инновационное развитие территорий. Разработана имитационная динамическая модель для прогнозирования уровня инновационной технологической деятельности промышленных предприятий и отраслей, видов промышленной деятельности и представлена блок-схема (алгоритм) проведения прогнозных расчетов по модели. Показано, что ключевой проблемой технологического развития экономики Севера и Арктики является негативный эффект ловушки технологической отсталости, а основными тенденциями — сохранение ресурсного характера экономики с преобладанием отраслей начальных стадий технологического цикла и «консервация» существующего технологического способа производства. Тема продолжается. Планируется выполнение исследований, связанных с разработкой направлений модернизации инновационно-промышленного комплекса, технологического развития промышленности регионов Арктики, основных направлений инновационного развития видов промышленной деятельности, обоснование долгосрочных перспектив, основных направлений развития и модернизации в области капитализации активов корпораций, работающих в условиях Севера и Арктики. Кроме государственных заданий, были выполнены научно-технические программы, проекты научных фондов и работы по хозяйственным договорам с промышленными предприятиями с получением определенных научных и практических результатов. Результаты по годам. 1998 год. Региональная целевая научно-техническая программа Мурманской области (по заданию администрации Мурманской области) «Анализ и определение направлений стабилизации положения в медно-никелевой отрасли Мурманской области», в рамках которой была разработана концептуальная схема методики выполнения анализа направлений реструктуризации предприятия на базе реализации компьютерной модели его финансово-экономической деятельности, выполнен анализ возможных вариантов реструктуризации АО «ГМК “Печенганикель”» и АО «Комбинат “Североникель”» и даны предложения по наиболее эффективному решению проблемы снижения издержек производства. 1999 год. Федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения», в рамках которой сформулированы экономические и технологические основы комплексной переработки отходов апатитонефелиновых руд и показана принципиальная возможность и целесообразность производства новых конкурентоспособных товарных продуктов в рамках функционирования разработанных обогатительно-металлургических комплексов. 2001 год. Хозяйственный договор № 17 с администрацией Мурманской области «Разработка концепции создания «Технопарка “Апатиты”», в рамках которого рассмотрен общий сценарий создания технопарков в Мурманской области и потенциальные возможности других регионов Севера. Сформулированы различные варианты и схемы организационной структуры «Технопарка “Апатиты”» и предложены наиболее рациональные на период его создания. Разработаны предложения, связанные с принципами и условиями финансирования «Технопарка “Апатиты”», с учетом особенности организации инновационной деятельности в различных странах. Разработаны проекты учредительных документов «Технопарка “Апатиты”». Хозяйственный договор № 211 с ОАО «Кольская ГМК» «Анализ последствий сокращения производства на комбинате “Североникель”». В рамках договора проведен анализ современного состояния комбината «Североникель» и проанализированы экономические и социальные последствия сокращения никелерафинирочного производства в Мурманской области. Оценено 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz