Север и рынок. 2016, N 4.

в международных проектах, являются важнейшим фактором для создания конкурентоспособного института и развития российской науки в целом. Со своей стороны молодые ученые с энтузиазмом занимались изучением английского языка, не боялись трудностей жизни вдали от дома и семьи, в академической и социально-культурной среде, кардинально отличавшейся от российской. Нередко в те времена приходилось слышать от коллег, возвратившихся из-за рубежа, о том, что они испытали (да и авторам статьи часто приходилось испытывать самим) культурный и академический шок. Первый — от столкновения с другой культурой, языком, совершенно непохожими на Россию начала 1990-х гг. условиями жизни. Второй (наверное, самый острый) — от осознания того, насколько сильно отличаются объем и содержание знаний, которыми мы располагаем, от тех, которыми обладают зарубежные коллеги и которые необходимы, чтобы вести полноценную, достойную работу в международной научной среде. Приходилось самостоятельно осваивать новое, преодолевать огромный разрыв, который существовал в ту пору между советским и западным образованием — наше образование было «заточено» на совершенно иную социально-экономическую систему. Сегодня мы понимаем, что знание иностранного языка — необходимое, но далеко не достаточное условие успешной работы в международной академической среде. В первую очередь нужна профессиональная подготовка на международном уровне, способность вести диалог на одном академическом языке. Во времена только что открывшегося «железного занавеса», на первых порах не обладая ни достаточными языковыми навыками, ни опытом международной научной работы, молодые ученые ИЭП с увлечением впитывали новые знания, на деле осуществляли то, что называется международной академической мобильностью. Можно сказать, в этот период среди молодых ученых царил дух первооткрывательства, который давал необходимый импульс движению вперед. В 1990-е гг. в зарубежных программах и стажировках участвовали Н. А. Казанцева, А. В. Секарев, Е. А. Вербиненко, Л. А. Рябова, В. В. Дидык, Н. Н. Гуцол, Л. В. Иванова, Л. О. Залкинд, С. В. Бритвина, Т. М. Пачина, С. Г. Макеенко, О. К. Борисенко, М. В. Иванова. Первая программа “Arctic Studies”, ее инициатор и руководитель — профессор Ласси Хейнинен и участники из ИЭП — Е. Вербиненко и Л. Рябова. Арктик-центр Университета Лапландии, Рованиеми, Финляндия, 1992 г. Уже в 1990-х гг. география сотрудничества ИЭП была достаточно обширна: Норвегия, Финляндия, Швеция, Дания, Фарерские острова, Исландия, Германия, Швейцария, Австрия, Великобритания, США и Канада. Среди вопросов, представлявших обоюдный интерес для исследований, были актуальные для того времени сравнительное изучение структуры экономики и промышленности севера Скандинавии и Мурманской области, выявление проблем, связанных с созданием совместных предприятий. По результатам одного из первых проектов был подготовлен доклад по оценке динамики и особенностей хозяйственного развития в северных районах Норвегии, Швеции, Финляндии и на Кольском полуострове. Все больше акцент сдвигался в сторону северных и арктических партнеров и проектов. В 1992 г. состоялась первая международная конференция в ИЭП, на которую прибыл целый «десант» ученых из северных стран. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz