Север и рынок. 2016, N 4.
Становление рыночных отношений, развитие процессов федерализма, глобализации и регионализации на огромном экономическом пространстве Севера России давало импульс к развитию и углублению процессов международного сотрудничества и интеграции. Получают развитие «коридоры» экономического сотрудничества нового типа, такие как Евро-Арктический (Баренцев) коридор, Берингов и Тихоокеанский коридоры, соединяющиеся через Северный морской путь. На Севере России осуществляется международное экономическое сотрудничество по освоению углеводородных ресурсов, по развитию транспортных систем и, прежде всего, Северного морского пути (проект INSROP). Больший интерес для России представляла Концепция Северного измерения ЕС, придающая системность и стратегическую направленность сотрудничеству в Северном регионе. Инициатива Евросоюза в развитии Северного измерения требовала внимательного изучения. Европейский союз проявляет интерес к северному измерению России в связи с тем, что он стал значимым оператором на северных территориях, а также в связи с тем, что усиливается его стратегическая зависимость от природных ресурсов российского Севера. Усиление интеграции предполагалось в области развития газо- и нефтепроводных систем, систем передачи электроэнергии, транспорта и коммуникаций, развития информационных и телекоммуникационных технологий. Имеющаяся программа интеграционного сотрудничества укрепляет региональную стабильность на Севере и является мощным стабилизирующим фактором в экономике России и Европейского союза. Северное измерение в теоретическом плане не рассматривается в качестве региональной инициативы северных территорий. С ним связано определение интересов всей России. Северное измерение — концепция комплексная, служащая основой для ключевых направлений как национальной, так и региональной политики России, для определения ее интересов в изменившейся геополитической и экономической обстановке, в изменившейся среде мирохозяйственных связей. Полемика вокруг роли и места северного измерения России долго не прекращалась, хотя реальная поддержка Севера медленно, но неуклонно уменьшается. С ликвидацией Госкомсевера РФ функции перешли к Министерству региональной политики. Однако, как показывает практика, оно реально не было ориентировано на управление социальными и экономическими системами на Севере в условиях рынка. Так, в частности, разработанная Министерством по региональной политике РФ «Концепция о совершенствовании государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера» не отвечает ни реальной ситуации, сложившейся на Севере сегодня, ни среднесрочной перспективе социально-экономического развития в России. Она не может быть использована как основа для разработки государственной доктрины по жизненно важной для страны проблеме. Стало очевидным, что проблематика Севера не вписывается в целеполагание Министерства по региональной политике РФ. Социальное и экономическое положение на Севере России оставалось крайне напряженным. Осуществляемая до настоящего времени политика экономических реформ не учитывает роль северного измерения в экономике и системе национальной безопасности России, игнорирует неоднородность экономического пространства страны. В работах отмечалось, что на Севере требуется не разрушение, а развитие институциональной структуры в сфере экономики и развития инфраструктуры Севера. Названная же Концепция снова была разработана на принципах Вашингтонского консенсуса, разрушительные социальные и экономические последствия которых при реформировании экономики России очевидны. Известные экономисты мира (в частности Всемирного банка) считали, что эти принципы не могут дальше служить базой для построения рыночных отношений в странах с переходной экономикой. Жизнеспособную политику реформирования эти страны должны разрабатывать самостоятельно [2-4]. Отмечалось, что принципы государственного регулирования в условиях рыночного хозяйства, заложенные в рамочном федеральном законе, — государственный протекционизм, избирательность поддержки, создание условий для устойчивого развития региона, регулирование промышленного освоения, опережающее развитие объектов инфраструктуры, сохранение и развитие малочисленных народов, оптимизация численности населения на Севере — не получили своего развития в других законах прямого действия. Отмечалось, что пришло уже время осознать, что необходимо принятие базового для северян Федерального закона «О районировании Севера России». Именно этот закон позволит объективно территориально дифференцировать государственную поддержку районов Севера России, продвинуться в создании механизмов реализации такого важного для Севера федерального закона прямого действия, как Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на Севере». На основе Закона «О районировании Севера России» возможно научно 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz